Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Главная страница » Советы специалистов » Логопед плюс » Упражнения для развития артикуляционной моторики

Упражнения для развития артикуляционной моторики

Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, и речь была четкой и понятной, губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

 

Для чего необходима артикуляционная гимнастика?

 

  • Благодаря систематическим занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями произношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

 

Как проводить артикуляционную гимнастику (АГ)?

 

  1. Проводить АГ нужно систематично (ежедневно). Желательно заниматься по 10 минут. Лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло около 1 часа. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  2. Прежде чем начинать занятие, вспомните названия артикуляционных органов (зубы, губы, небо, альвеолы — бугорки за верхними зубами, язык).
  3. АГ выполняют сидя перед зеркалом. Зеркало должно быть такого размера, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо.
  4. Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Снижение качества — признак переутомления. Постарайтесь этого не допускать.

 

Упражнения для развития артикуляционной моторики

 

  1. «Улыбка — трубочка»
    Растянуть губы в улыбку, задержать, затем вытянуть в трубочку, задержать. Чередовать в медленном темпе.

  1. «Лопаточка — иголочка»
    Высунуть широкий язык, положить его на губу, подержать 5 секунд, затем сделать язык узким, как иголочка. Чередовать в медленном темпе.

  1. «Чистим зубы»
    Рот широко открыт, кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы снаружи и внутри.

  1. «Качели»
    Широко открыть рот, язык поставить за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы, чередовать в медленном темпе.

  1. «Футбол»
    Рот закрыт, с напряжением упирать язык то в одну щеку, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

  1. «Накажи непослушный язычок»
    Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». После этого удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.

  1. «Вкусное варенье»
    «Обнять» широким языком всю верхнюю губу, облизать губу сверху вниз. Повторить несколько раз.

  1. «Чашечка»
    Широко открыть рот, широкий язык поднять кверху, потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, занести «чашечку» в рот.

  1. «Грибок»
    Присосать широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот, максимально натянуть уздечку языка, держать под счет до 30.

  1. «Лошадка»
    Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему небу. Щелкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами.

Желаю вам успехов!

Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ №3»


Добавить комментарий

Перед комментированием рекомендуем ознакомиться с правилами сайта.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила сайта

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже правилами.

1. Данный сайт рассчитан на посетителей любой возрастной категории. Поэтому категорически запрещена публикация оскорбительной, вульгарной и непристойной информации, использование нецензурной лексики.
2. Запрещено размещение рекламной информации и прочих спам-сообщений.
3. Запрещена публикация комментариев, не относящихся к обсуждаемой статье (флуд).
4. Запрещено размещение любой информации, противоречащей законодательным нормам Российской Федерации.
5. Участники общения могут подписывать свои сообщения, как настоящими именами, так и псевдонимами. Однако категорически запрещено использовать настоящие имена посторонних людей, в том числе сотрудников или учащихся МАОУ «СОШ № 3».
6. Рекомендуется соблюдать правила и нормы русского языка, а также нормы этикета общения в Сети.
7. Комментарии, не отвечающие требованиям, представленным выше, могут быть удалены с сайта.

×