Самоуправление в классе возможно, более того, оно необходимо, потому что именно в самом начале жизни наши воспитанники должны почувствовать, понять, убедиться, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
В 1 классе ребята приучались работать в парах, учились взаимодействию, учились прислушиваться друг к дружке. Во 2 классе разделились на микрогруппы, учились действовать по правилам. Смена поручений происходила через неделю. В течение всего учебного года ребята взаимодействовали через игры: «Наше поведение», «Я участвую в конкурсах», «Я читатель», «Я участвую в проектах»,
К 3 классу ученики начальной школы уже достаточно ярко проявляют свои личностные качества, индивидуальные особенности в школьном пространстве — учеба хоть и продолжает оставаться ведущим видом деятельности, но уже значительное место отводится общению, творчеству, самореализации в детском коллективе. К 9-10 годам уже видно, кто из учеников пользуется авторитетом, кто хороший организатор, а кто остается в тени.
Разделившись в третьем классе на 5 микрогрупп, мы продолжаем игру «Наше поведение». Смена поручений для групп также происходит еженедельно, но теперь каждому ученику предоставляется возможность побывать ответственным в группе.
Индивидуально каждый ученик будет принимать участие в играх «Я участвую в конкурсах» и «Я участвую в проектах».
Запустили игры образовательной направленности: «Я читатель», «Я математик», «Я знаток русского языка». В этих играх ответственный по каждому предмету назначается уже на четверть. А лучшей микрогруппой будет та, у которой в играх:
- «Я читатель» — суммарное количество прочитанных слов за одну минуту будет больше, чем в других группах;
- «Я математик» — суммарное количество посчитанных математических выражений за одну минуту будет больше, чем в других группах;
- «Я знаток русского языка» — суммарное количество подобранных проверочных слов за одну минуту будет больше, чем в других группах.
У каждой микрогруппы есть дневник, в который еженедельно заносятся результаты по каждому предмету и на каждого ученика. В конце четверти будем подводить первые итоги, а в классном уголке увидим результаты.
Оценивание участников игр:
- у участника конкурса появляется в его «домике» флажок желтого цвета;
- у участника проекта появляется в его «домике» флажок зеленого цвета;
- группа, занявшая в образовательных играх 1 место — флажок красного цвета, 2 место — синего цвета, 3 место — белого цвета;
- в конце недели в классном уголке в «домике» каждого ученика появляется красная или синяя звездочка (в зависимости от поведения).
На фотографии вы можете увидеть итоги наших игр в классном уголке. Ребята трудятся под девизом: «Хорошо работай в школе — добросовестно учись».
Клещева Антонина Яковлевна,
классный руководитель 3 «А» класса