Сценические спецэффекты производятся при помощи специальных приборов и приспособлений. Их цель — создать слуховую или зрительную иллюзию, необходимую по ходу спектакля, произвести на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Они использовались еще в античном театре, а в средние века в театрах работали специальные «мастера чудес». Сценические эффекты делятся на шумовые, механические и световые, и для достижения необходимой иллюзии зачастую приходится сочетать два, а то и все три их вида.
Все это нам посчастливилось увидеть в ТЮЗе на спектакле «Русалочка». Глаза отказывались верить, а мозг пытался разгадать, в чем фокус. За счет смешения жанров — циркового искусства, оперы, современного танца — в спектакле создан подводный мир. Плещут холодные волны, плывут двухмачтовые парусники, тоскливо кричат чайки, ощущение сильного ветра… Артисты неведомым образом парят над сценой.
«Смотри, смотри, морская лошадь плывет!» — шепчутся маленькие зрители, а школьники просто сидят, открыв рот. Не крутятся даже самые непослушные.
От Андерсена в спектакле осталось лишь избранное, сказка сказывается не словами. Текст отдан трем «маскам». Главные герои обходятся без слов подобно Русалочке, отдавшей свой чудесный голос.
Сотрудники театра, капельдинеры, называют постановку не спектаклем, а настоящим шоу – в нем мало диалогов, но много различных спецэффектов, красивой музыки и компьютерной графики. Это спектакль нового века.
Клещева Антонина Яковлевна,
классный руководитель 3 «А» класса