Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Главная страница » Инклюзивное образование » Особенности подростков с РАС

Особенности подростков с РАС

Подростковый возраст — это время очень серьезных физических, когнитивных, эмоциональных, поведенческих и социальных изменений, которые могут иметь значительные последствия для детей с аутизмом.

Подростковый период во многом является критическим для семьи, поскольку именно в этот возрастной период — начиная с 12–14 лет — родителям становится довольно отчетливо понятно, какого уровня адаптации и самостоятельности в отношениях с миром достиг их подросший ребенок, насколько плотной повседневной опеки он требует на данном этапе своего развития и, скорее всего, будет требовать и в дальнейшем.

Ребенку с аутизмом непросто в любом возрасте, но подростковый период — это особенно сложный период, это период максимально активного общения за всю жизнь человека. Именно в этот возрастной период подростки-аутисты оказываются в наиболее стрессовых ситуациях. Как и другим подросткам, им требуется помощь, чтобы справиться со своей возрастающей чувственностью. У некоторых людей по достижении подросткового возраста состояние улучшается, а у других же проявления болезни могут усиливаться вследствие напряжения и замешательства, связанного с этим непростым жизненным периодом. И именно в этом возрасте многие подростки-аутисты осознают, насколько сильно они отличаются от своих сверстников. Они начинают понимать, что у них мало друзей или же их вовсе нет, и что они не ходят на свидания и не планируют свою карьеру. Для некоторых осознание этого становится стимулом к развитию своих коммуникативных навыков и адаптации в обществе, другие еще больше уходят в себя.

Подростки с РАС подвержены не только всем рискам, свойственным данному возрасту, но они еще и гораздо более уязвимы и ранимы на протяжении всего этого сложного периода. Несмотря на то, что к началу пубертата нередко наблюдаются значительные улучшения в основной симптоматике РАС, а именно в социальном и когнитивном функционировании, в дальнейшем — в течение нескольких лет или более после наступления половой зрелости — примерно у 30 % людей с аутизмом наступает серьезный регресс и снижение достигнутого ранее уровня и качества адаптации. Эти ухудшения в одних случаях объясняются сопутствующими неврологическими осложнениями, в других — существенным увеличением социальной изоляции и чувством одиночества.

По данным самых современных исследований, при аутистических расстройствах именно в начале подросткового периода происходит «столкновение» ослабленной еще нарушениями раннего возраста нервной системы с гормональным «бумом» пубертата и с новыми очень тяжелыми для людей с РАС социальными требованиями.

В частности, у людей с РАС нарушены способности к планированию и организации при решении задач, связанных с исполнительными функциями в реальном окружении. Это отчетливо проявляется уже в раннем подростковом возрасте, а в дальнейшем различия между аутичными подростками и их нейротипичными сверстниками в данной области только возрастают, что создает серьезные проблемы для социальной адаптации подростков с РАС.

Еще более серьезная проблема при аутизме — переход на новый уровень социальных отношений, характеризующийся переориентаций от родителей к сверстникам. Этот переход крайне сложен для людей с РАС и редко оказывается завершенным.

Подростки с аутизмом отличаются от сверстников в формировании дружеских отношений. Они проводят меньше времени со сверстниками и больше с родителями и другими взрослыми. Само понятие дружбы является качественно иным при аутизме. Подростки с аутизмом описывают «друга» как того, с кем можно разделить общие интересы. Такое понимание дружбы подтверждается также данными о том, что дружба при аутизме менее социальна по своей природе и более сосредоточена на разделении ограниченного круга интересов (например, видеоигры).

Ребенок, страдающий аутизмом, тяжело переживает изменения, которые с ним происходят в подростковом возрасте. Часто встречаются подростки, страдающие аутизмом, у которых высокие интеллектуальные способности сочетаются с полной беспомощностью в повседневной жизни. Также ребятам с аутизмом в подростковом возрасте хочется общения не только с близкими людьми (родителями, родственниками, учителями), но и со сверстниками. Возникает проблема — наличие желания, но при этом они не могут выслушать собеседника, поддержать разговор, держат психологическую и пространственную дистанцию. Все это отталкивает от подростков-аутистов их ровесников.

Подростки с аутизмом в меньшей степени полагаются на сверстников в области освоения социальных навыков и навыков интимного общения, чем нормативно развивающиеся подростки. В противоположность нейротипичным сверстникам, большинство дружеских отношений подростков с аутизмом организуются и поддерживаются их родителями.

Несколько исследований показали, что подростки с аутизмом примерно в половине случаев (50 %) часто являются жертвами буллинга. Как и их нейротипичные сверстники, подростки с аутизмом понимают, что их отвергли и выражают чувства дистресса, связанные с переживанием социальной изоляции при отвержении.

Трудности установления и поддержания отношений со сверстниками могут внести свой вклад в неуклюжие попытки подростков с аутистическими расстройствами развивать романтические отношения.

Непонимание и отвержение со стороны сверстников, неудачи в попытках создать дружеские и романтические отношения повышают риск нарастания психологического дискомфорта у подростков с РАС, могут приводить к развитию тревожных и депрессивных расстройств.

Таким образом, подростковый возраст представляет собой период повышенной уязвимости для людей с РАС и требует особого внимания родителей, педагогов и специалистов. В этот период чрезвычайно важно сосредоточить усилия на обучении подростка навыкам самостоятельной жизни, которые могут быть получены, например, в специализированных интеграционных летних лагерях. Необходима также и серьезная профориентационная работа, которая в перспективе позволит молодым людям с РАС реализовать себя в профессиональном плане, укрепляя тем самым чувство личностной компетентности и повышая их уверенность в себе. Нельзя забывать и о значимости помощи подростку с аутизмом в эмоциональных проблемах, а также в социально-половых вопросах, наиболее адекватной формой обсуждения которых мы считаем индивидуальное психологическое консультирование.

Подводя итог, следует отметить, что успех позитивной социализации детей и подростков с аутистическими расстройствами невозможен без учета различий в поведенческих и неврологических проявлениях аутизма на разных возрастных этапах. Нейробиологическая основа процессов развития, которая поддерживает постепенное освоение социальных ролей и адаптивных уровней функционирования у нормативно развивающихся детей, является поврежденной при аутизме. Индивидуальные различия в степени тяжести нарушений и атипичности нейронной организации у детей с аутизмом могут определять качество их социализации на протяжении всей последующей жизни. Понимание специфики этих нарушений, возможностей и ограничений в когнитивном и эмоционально-личностном развитии каждого конкретного ребенка с РАС может выявить значимые цели для терапии и обучения, позволит выстроить индивидуальную траекторию его позитивной социализации, определить стратегии и технологии психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

 

Специалисты ресурсного класса


Добавить комментарий

Перед комментированием рекомендуем ознакомиться с правилами сайта.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила сайта

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже правилами.

1. Данный сайт рассчитан на посетителей любой возрастной категории. Поэтому категорически запрещена публикация оскорбительной, вульгарной и непристойной информации, использование нецензурной лексики.
2. Запрещено размещение рекламной информации и прочих спам-сообщений.
3. Запрещена публикация комментариев, не относящихся к обсуждаемой статье (флуд).
4. Запрещено размещение любой информации, противоречащей законодательным нормам Российской Федерации.
5. Участники общения могут подписывать свои сообщения, как настоящими именами, так и псевдонимами. Однако категорически запрещено использовать настоящие имена посторонних людей, в том числе сотрудников или учащихся МАОУ «СОШ № 3».
6. Рекомендуется соблюдать правила и нормы русского языка, а также нормы этикета общения в Сети.
7. Комментарии, не отвечающие требованиям, представленным выше, могут быть удалены с сайта.

×

Перечень категорий граждан, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу

  1. Дети сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.
  2. Дети сотрудника органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
  3. Дети сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  4. Дети сотрудника таможенных органов Российской Федерации.
  5. Дети сотрудника полиции.
  6. Дети сотрудника полиции, погибшего «О полиции» (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
  7. Дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции.
  8. Дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
  9. Дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
  10. Дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации.
  11. Дети военнослужащего по месту жительства их семей.
  12. Дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, чьи братья и (или) сестры обучаются в данном образовательном учреждении.
×

Территория, закрепленная за МАОУ «СОШ № 3»

Улица Номер дома
Проспект Успенский 58, 58а, 60, 123, 125, 125г, 127а
Уральских рабочих 44а, б, г, д, е, ж, 46а, 48/1, 48а, 50а
Машиностроителей Все дома
Огнеупорщиков Все дома
Липовая Все дома
Сварщиков Все дома
Ольховая Все дома
Мальцева (Гороховая) Все дома
Центральная Все дома
Латышова Все дома
СНТ «Русь»  
СНТ «Радость»  
СНТ «Фантазия»  
СНТ «Рябинушка»  
СНТ «Солнечный»  
СНТ «Белоснежка»  
СНТ № 64-АО «Уралэлектромедь»  
СНТ «Елочка»  
СНТ «Надежда» № 73  
СНТ «Урожай»  
СНТ «Ясная поляна»  
СТ «Ветерок»  
СТ «Экспресс»  
СТ «Экспресс 74»  
×