Ресурсный класс для учащихся с РАС как специальная образовательная модель

19.09.2024

Согласно статистике, расстройства аутистического спектра на сегодняшний день являются наиболее распространенным нарушением развития. Этот диагноз по всему миру имеют 1–2% детей. Аутизм по-разному проявляется у каждого человека, но наиболее общие его характеристики — это выраженные трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, специфическая обработка сенсорной информации, повторяющееся поведение. Так как аутизм, прежде всего, связан с коммуникативной и социальной сферами, становится очевидным, что ребенка с таким диагнозом нельзя лишать возможность общения и взаимодействия с другими детьми, переводя, например, на домашнее обучение. И именно ресурсные классы становятся той моделью, которая наиболее благоприятна для ребенка с диагнозом «расстройство аутистического спектра».

Ресурсные классы открываются в общеобразовательных школах для реализации идей инклюзивного образования, которое обеспечивает всем детям, независимо от их особенностей, равные возможности для саморазвития и предполагает адаптацию образовательного пространства к потребностям особого ребенка. Ресурсный класс позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. В таких классах могут обучаться дети с расстройствами аутистического спектра или другими ментальными нарушениями.

Дети с аутизмом могут успешно учиться в обычной школе и чувствовать себя комфортно, если взрослые позаботились о создании специальных образовательных условий для этих детей. В специальные образовательные условия входят не только тьютор и ресурсный класс как отдельное помещение в школе, а в первую очередь внедрение специальных технологий и методов обучения.

В ресурсном классе МАОУ «СОШ № 3» г. Верхняя Пышма на данный момент обучаются двое учеников начальной школы и трое учеников старшей школы. Созданы условия, учитывающие образовательные и личностные потребности детей: обеспечение сенсорного комфорта, дозирование учебной и эмоциональной нагрузки, упорядоченность пространственно-временной среды. В классе имеются отдельные зоны: для групповых и индивидуальных занятий, для игры и отдыха. Используются различные алгоритмы и памятки, социальные истории, визуальная поддержка.

Ресурсный класс предполагает, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в ресурсном ребенок отрабатывает отдельные темы и навыки. При данной форме обучения ученик проводит в общеобразовательном классе более 50% от общего школьного времени. Дети, посещающие школы с ресурсными классами, обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования.

В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая свой общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах. Групповые занятия проводит учитель ресурсного класса. Такие занятия направлены прежде всего на формирование общеучебных навыков: смотреть на доску, поднимать руку, выполнять инструкции, отвечать на вопросы и др. Кроме того, на групповых занятиях дети обобщают и закрепляют навыки чтения, письма и счета, которые формировались на индивидуальных занятиях с тьюторами.

Некоторые школьные предметы могут быть сложны ученику с РАС для освоения в условиях общеобразовательного класса. Ему может понадобиться больше времени для проработки какой-то темы. Поэтому ученик на некоторые уроки может переходить в ресурсный класс и изучать те же темы, что и его одноклассники в это же время, но в режиме «один на один» со своим тьютором. Например, ученик изучает чтение и окружающий мир в общеобразовательном классе, а на уроке математики переходит в ресурсный класс, после чего возвращается в общеобразовательный на физкультуру. Предметы, которые ребенок посещает с общеобразовательным классом и которые он изучает в ресурсном классе, также прописываются в индивидуальной программе ребенка. Этот перечень может меняться в течение года.Хочу такой сайт

Эмоциональное развитие детей с РАС, особенности произвольного внимания, специфика речевых трудностей и другие особенности создают необходимость четкого понимания их особых потребностей. Эти потребности можно описать в следующих тезисах:

  • необходимость плавного введения в ситуацию обучения в классе;
  • обеспечение сенсорного комфорта;
  • дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
  • упорядоченность пространственно-временной структуры образовательной среды, в которой находится ребенок;
  • учет специфики усвоения информации;
  • индивидуальный подход к оценке достижений ребенка.

Важнейшее условие адаптации ребенка с аутизмом к школе и его комфортного пребывания в регулярном классе — это конструктивное взаимодействие всех педагогов и специалистов, работающих с таким учеником. Учителя проводили в своих классах работу по созданию благоприятной, дружеской, психологически безопасной атмосферы. В дружном и толерантном классе комфортно не только особому ребенку, но и всем детям, а значит, процессы обучения и развития идут более результативно.

Специалисты ресурсного класса

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.09.2024

Дата обновления: 19.09.2024

Дата публикации: 19.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».