24.04.2020
Книги о Великой Отечественной войне — трудное чтение, необходимое для понимания нашей истории, для связи поколений. Накануне Дня Победы мы расскажем о нескольких пронзительно правдивых и лирических по своему настроению книгах. Они написаны теми, кто пережил войну в детстве, и теми, кто в самом юном возрасте воевал против фашизма.
Леонид Сергеев. Солнечная сторона улицы
«Я любил катать железное колесо <…>. Любил грызть сосульки <…>. Любил пыльные чердаки с соломинками солнца <…>. И любил подавать инструмент кузнецу дяде Вите, когда он работал. И очень любил свою маму… Но больше всего я любил отца».
Мальчика, от имени которого рассказывается о довоенном и военном времени, зовут Егорка. Он очень похож на писателя Леонида Сергеева в детстве.
«Солнечная сторона улицы» многолюдна, но главный человек здесь отец — работящий, справедливый, весёлый, немножко нелепый в своём азартном жизнелюбии. Похоронка на него пришла в День Победы. И всё-таки, это очень светлая и яркая книга.
С иллюстрациями Владимира Перцова повесть Леонида Сергеева выходила в 1971 году, задолго до того, как Дина Рубина написала роман «На солнечной стороне улицы», в котором тоже звучит тема военного детства. Однако, кроме названия и этой темы, почти ничего общего у двух книг нет. «Солнечная сторона улицы» — книга для детского чтения, по интонации она близка к известной повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа».
Сергеев, Л. А. Солнечная сторона улицы : повесть / Леонид Сергеев ; художник Владимир Перцов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 111 с. : ил. — (Ребята с нашего двора). 6+
Виктор Голявкин. Мой добрый папа
Папа Пети Иванова — музыкант, человек, умеющий создавать вокруг себя радостную жизнь. Тем более что семья живёт в южном городе у моря. От счастья Петя даже стихи сочиняет:
Солнце светит, и море сверкает,
И айва и инжир поспевает,
И растёт, и растёт виноград,
Как я рад! Как я рад! Как я рад!
Это до войны. Про войну Петя сначала думал, что там «просто пушки палят, танки мчатся». Но папа убит. Он никогда не вернётся.
Виктор Голявкин написал повесть в 1964 году и посвятил её своему отцу.
Голявкин, В. В. Мой добрый папа : [повести] / Виктор Голявкин. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — 208 с. : ил. — (Георгиевская ленточка). 12+
Ирина Токмакова. Сосны шумят
Маленькая повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» охватывает один год жизни воспитанников и воспитателей «Дома ребёнка», эвакуированного в начале войны в глубокий тыл.
Дни осени, зимы, весны и лета проходят своим чередом. Дети — Тамара, которая не знает, что она сирота, Инночка-красавица, которая получает письма от папы с фронта, смешной маленький Валя и все другие — учат стихи и песни, выступают в госпитале перед ранеными, наряжают новогоднюю ёлку-сосёнку, просыпаются под «Войну священную», сажают свой огород, ждут родителей. Сосны возле светлого деревянного дома — в мирное время он был школой — шумят и шумят.
Это невыдуманная повесть. Во время Великой Отечественной войны мама писательницы, детский врач, заведовала «Домом ребёнка» в деревне Сосновка Пензенской области.
Токмакова, И. П. Сосны шумят : повесть / Ирина Токмакова ; художник Николай Устинов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 47 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
Виктор Дубровин. Мальчишки в сорок первом
Виктор Борисович Дубровин — блокадник. Ему было тринадцать, когда началась война. Он написал книгу, в сущности, о себе и своих друзьях.
Время действия — первый блокадный год, самый страшный. Беда наваливается быстро и неотвратимо. Вот мальчишки собираются бежать на фронт, вот мечтают ловить шпионов и диверсантов, а вот они уже заняты действительно важным делом: создают пионерский взвод и помогают семьям ушедших на войну.
Учебный год начался в конце сентября и почти сразу же закончился, потому что в школе поселили беженцев. Бадаевские склады сгорели, длиннющие очереди к магазинам стали привычными. Введены карточки. Мальчишки тренируются держать винтовку: «Но для силы питаться надо как следует. Надо кочерыжками запастись…»
Повесть написана от первого лица. И пусть автор не рассказал ничего такого, что читатели не могут узнать из других книг и фильмов, — «Мальчишки в сорок первом» всё же откровение. Виктор Дубровин говорит о том, что тогда видел и чувствовал.
Дубровин, В. Б. Мальчишки в сорок первом / Виктор Дубровин ; художник Виктор Вальцефер. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 223 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
Виктор Конецкий. Петька, Джек и мальчишки
Вместе с матерью, недавно молодой и красивой, а теперь седой и слабой, Петя Ниточкин приезжает в маленький азиатский городок из блокадного Ленинграда. Ниточкин постоянно хочет есть, и у него часто кружится голова. Однако характер берёт своё. Перед шайкой местных пацанов Петька не отступит, хотя унижения хлебнёт сполна. Прирученного пса Джека, скрепя сердце, отдаст на фронт — раненых из боя выносить.
Петька — тот самый Пётр Иванович Ниточкин, рассказчик матросских баек, добрый знакомый всех, кто любит прозу Конецкого. Ниточкин не «второе я» писателя, но родом из его детства.
Петька, Джек и мальчишки : рассказы / иллюстрации Петра Любаева. — Москва : Мелик-Пашаев, 2018. — 79 с. : ил. — (Военное детство). 0+
Виталий Сёмин. Ласточка-звёздочка
Герои «Ласточки-звёздочки» Виталия Сёмина — ростовчане, пережившие и не пережившие бои за город и фашистскую оккупацию. Повесть написана в 1963 году. Она менее известна, чем её продолжение — роман «Нагрудный знак “OST”», в котором подросток Сергей Рязанов, по прозвищу Ласточка-Звёздочка, оказывается остарбайтером, как и сам Виталий Сёмин, во время войны в числе тысяч ростовчан угнанный на работу в фашистскую Германию.
«Ласточка-звёздочка» — повесть о том, как Сергей Рязанов, его родители, соседи, дворовые и школьные товарищи принимают войну. Сначала не очень в неё верят, страстно ждут, когда наши «начнут бить немцев на фронте», потом сталкиваются с ужасом, не укладывающимся в сознание, но как-то чувствуют, что непоправимое должно их миновать. Потом к ним приходит отчаяние, потом — ненависть.
Сёмин, В. Н. Ласточка-звёздочка / Виталий Сёмин ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие С. Дудкина ; художник Ю. Бычкова]. — Москва : Самокат, 2014. — 286 с. : ил. — (Как это было).12+
Евгений Дубровин. В ожидании козы
Отец, о котором известно, что он погиб в сорок четвёртом, приходит домой — здоровый, сильный, строгий, почти чужой. Он был в окружении, бежал из плена, попал во Францию, участвовал в Сопротивлении. Но паспорта у него нет; как теперь кормить семью, неясно. Тогда возникает мечта о благословенной деревне Утиное, где отца все знают и, конечно, сразу возьмут на работу. Немцев там не было, народ зажиточный; главное, коза не дороже кошки…
Настроение повести соответствует выражению «смех сквозь слёзы», тут много балагурства, приключений и разговоров. Тем ошеломительнее конец истории.
Повесть Евгения Пантелеевича Дубровина не автобиографическая, но многое из того, что в ней рассказано, пережито самим писателем. В столичном издательстве она вышла только в 2015 году, а в Воронеже издавалась в 1968 и 1989 и 2003-м.
Дубровин, Е. П. В ожидании козы / Евгений Дубровин ; рисунки Е. Бухаловой. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 254 с. : ил. — (Вот как это было). 12+
Владимир Чачин. Король с Арбата
Действие «Короля с Арбата» начинается осенью сорок первого в заливаемых дождём окопах под Смоленском. «Но книга эта не о войне, — замечает издательская аннотация, — война — скорее её сюжетный стержень. Основное же место в повести занимает история мальчика с Плющихи. <…> История московского детства 1930-х, такого, каким его вспоминает <…> семнадцатилетний доброволец <…> Алёша Грибков и — четверть века спустя — его создатель и прообраз Владимир Чачин».
Да, эта книга не о войне. Она о людях. Вот цитата из второй части повести: «А ты вот что, Алёша. Ты напиши всё это… Знаешь, годы пройдут, война отдалится. Забудется многое… Люди спросят: а какими были эти ребята, что насмерть сцепились с фашистами? Как они раньше жили? <…> Даже главное — не как жили, а чем жили? Понимаешь — чем жили?..»
Иллюстрации Кирилла Чёлушкина чёрно-белые, как кино про Чапаева, которое мальчишки тех лет смотрели несчетное количество раз.
Чачин, В. М. Король с Арбата / Владимир Чачин ; [художник К. Чёлушкин]. — Москва : Самокат, 2015. — 223 с. : ил. — (Собрание сочинений). 12+
Булат Окуджава. Будь здоров, школяр
«Будь здоров, школяр» — первое прозаическое произведение Булата Окуджавы. Оно появилась в 1961-м, в год двадцатилетия начала Великой Отечественной войны. Само время потребовало осмыслить то, «о чём думать и так никогда не переставали».
Окуджава рассказал, как пытается стать солдатом вчерашний школьник, какой невозможной тяжестью и как внезапно обрушивается на него война. О том, как мальчишки рвались на фронт, не представляя, куда идут, о нелепой смерти от шальной пули, о долгих маршах и ещё более долгих ожиданиях — приказа, пополнения, полевой кухни, боя… Окуджава рассказал о крушении иллюзий. Повесть подверглась жёсткой критике. Выпуск альманаха «Тарусские страницы», в котором она была опубликована, изъяли из библиотек и книжных магазинов.
Но постепенно восприятие менялось. В 1967 году по сценарию Окуджавы и по мотивам «Школяра» на киностудии «Ленфильм» снят фильм «Женя, Женечка и “катюша”». Отдельным изданием повесть вышла только в 1987 году.
Окуджава, Б. Ш. Будь здоров, школяр / Булат Окуджава ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие О. Розенблюм, С. Дудкина ; художник Е. Ремизова]. — Москва : Самокат. 2014. — 160 с. : ил. — (Как это было). 12+
Юрий Слепухин. Перекрёсток
«Перекрёсток» — первая книга тетралогии, посвящённой событиям и людям тридцатых–сороковых годов ХХ века. За «Перекрёстком» следуют романы с теми же героями: «Тьма в полдень», «Сладостно и почётно», «Ничего, кроме надежды» — все они о войне. Затем ещё «Киммерийское лето» — роман, сюжетно связанный с тетралогией.
На перекрёстке мирной жизни и наступающей войны оказываются старшеклассники Таня, племянница Героя Советского Союза, участника финской войны и боёв на Халхин-Голе полковника Николаева, и Серёжа Дежнев, брат красноармейца, убитого при взятии Выборга. Вообще, самое примечательное в этом объёмном романе о советской школе и первой любви — исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения героев. Юрий Слепухин (1926–1998) — писатель с неординарной судьбой, родившийся в Советском Союзе, в 1942-м угнанный на работу в Германию, после войны живший в Бельгии и Аргентине и вернувшийся в СССР, — рассказывает о предвоенном времени как очевидец. Он помнит подробности и впечатления, которые уже теряются в литературных произведениях и фильмах нынешних авторов. «Перекрёсток» — не исторический роман, это роман — историческое свидетельство.
Впервые «Перекрёсток» издавался «Советским писателем» в 1962 году. «Речь» использовала рисунки Андрея Николаева, выполненные для издания, вышедшего в 1966 году в популярной серии «Тебе в дорогу, романтик».
Слепухин, Ю. Г. Перекрёсток / Юрий Слепухин ; художник Андрей Николаев ; [предисловие Е. Щегловой]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 511 с. : ил. — (Вот как это было). 16+
Документальные книги
Рольникайте, М. Я должна рассказать
Маша Рольникайте в четырнадцать лет оказалась узницей сначала вильнюсского гетто, потом — немецких концлагерей в Литве и Польше. Все годы войны, до освобождения советскими войсками в марте 1945 года, она вела дневник. Первое издание увидело свет на литовском языке в 1963 году. Несколько позже дневник опубликован на языке, на котором он был написан, — на идише. Теперь книга «Я должна рассказать» переведена на семнадцать языков.
Как комментарий издательство «Самокат» предлагает QR-коды на видеозапись интервью с Машей Рольникайте и другими литовцами, пережившими Холокост.
Рольникайте, М. Я должна рассказать / Маша Рольникайте. — Москва : Самокат, 2016. — 191 с. : ил. — (Как это было). 12+
Пожедаева, Л. Война, блокада, я и другие…
«Мемуары ребёнка войны» написала в 1950 году шестнадцатилетняя Мила. Однажды она случайно услышала излияния незнакомой женщины, из которых следовало, что не все в блокаду голодали. «Именно это вопиющее откровение случайного человека и заставило меня схватиться за перо и написать всё, как было у нас с мамой и как всё было лично у меня — ребёнка, встретившего войну в семь лет и прошедшего сквозь войну до Победы», — много позже сказала Людмила Васильевна.
Более шестидесяти лет пролежали тетрадки с её записями, стихами и рисунками, теперь они опубликованы. Наше мнение: на этой книге уместен знак «12+» или даже «16+».
Пожедаева, Л. Война, блокада, я и другие… : мемуары ребёнка войны / Людмила Пожедаева ; [рисунки автора]. — Санкт-Петербург : Каро, 2018. — 160 с. : ил. 6+
Детская книга войны. Дневники 1941–1945
Книгу составили дневники детей, которым в годы Великой Отечественной войны было от восьми до шестнадцати лет. Эти записи — свидетельства того, что довелось испытать миллионам юных граждан нашей страны в оккупации и на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в гетто и концлагерях. Всего дневников тридцать семь, напечатаны они так, как были написаны: со всеми ошибками и оборванными фразами. Есть фотографии авторов, мы можем увидеть их лица, посмотреть им в глаза. Впервые «Детская книга войны» была издана к 70-летию Победы.
Детская книга войны. Дневники 1941–1945 / [Текст : электронный ресурс] ; 2-е изд., доп. — Москва : Аргументы и факты : АиФ. Доброе сердце, 2017. — 528 с. : ил. — Режим доступа: http://children1941-1945.aif.ru/#/2.
Источник: bibliogid.ru