Особенности подростков с РАС

20.05.2024

Подростковый возраст — это время очень серьезных физических, когнитивных, эмоциональных, поведенческих и социальных изменений, которые могут иметь значительные последствия для детей с аутизмом.


Подростковый период во многом является критическим для семьи, поскольку именно в этот возрастной период — начиная с 12–14 лет — родителям становится довольно отчетливо понятно, какого уровня адаптации и самостоятельности в отношениях с миром достиг их подросший ребенок, насколько плотной повседневной опеки он требует на данном этапе своего развития и, скорее всего, будет требовать и в дальнейшем.


1.jpgРебенку с аутизмом непросто в любом возрасте, но подростковый период — это особенно сложный период, это период максимально активного общения за всю жизнь человека. Именно в этот возрастной период подростки-аутисты оказываются в наиболее стрессовых ситуациях. Как и другим подросткам, им требуется помощь, чтобы справиться со своей возрастающей чувственностью. У некоторых людей по достижении подросткового возраста состояние улучшается, а у других же проявления болезни могут усиливаться вследствие напряжения и замешательства, связанного с этим непростым жизненным периодом. И именно в этом возрасте многие подростки-аутисты осознают, насколько сильно они отличаются от своих сверстников. Они начинают понимать, что у них мало друзей или же их вовсе нет, и что они не ходят на свидания и не планируют свою карьеру. Для некоторых осознание этого становится стимулом к развитию своих коммуникативных навыков и адаптации в обществе, другие еще больше уходят в себя.


Подростки с РАС подвержены не только всем рискам, свойственным данному возрасту, но они еще и гораздо более уязвимы и ранимы на протяжении всего этого сложного периода. Несмотря на то, что к началу пубертата нередко наблюдаются значительные улучшения в основной симптоматике РАС, а именно в социальном и когнитивном функционировании, в дальнейшем — в течение нескольких лет или более после наступления половой зрелости — примерно у 30 % людей с аутизмом наступает серьезный регресс и снижение достигнутого ранее уровня и качества адаптации. Эти ухудшения в одних случаях объясняются сопутствующими неврологическими осложнениями, в других — существенным увеличением социальной изоляции и чувством одиночества.


По данным самых современных исследований, при аутистических расстройствах именно в начале подросткового периода происходит «столкновение» ослабленной еще нарушениями раннего возраста нервной системы с гормональным «бумом» пубертата и с новыми очень тяжелыми для людей с РАС социальными требованиями.


В частности, у людей с РАС нарушены способности к планированию и организации при решении задач, связанных с исполнительными функциями в реальном окружении. Это отчетливо проявляется уже в раннем подростковом возрасте, а в дальнейшем различия между аутичными подростками и их нейротипичными сверстниками в данной области только возрастают, что создает серьезные проблемы для социальной адаптации подростков с РАС.


Еще более серьезная проблема при аутизме — переход на новый уровень социальных отношений, характеризующийся переориентаций от родителей к сверстникам. Этот переход крайне сложен для людей с РАС и редко оказывается завершенным.


Подростки с аутизмом отличаются от сверстников в формировании дружеских отношений. Они проводят меньше времени со сверстниками и больше с родителями и другими взрослыми. Само понятие дружбы является качественно иным при аутизме. Подростки с аутизмом описывают «друга» как того, с кем можно разделить общие интересы. Такое понимание дружбы подтверждается также данными о том, что дружба при аутизме менее социальна по своей природе и более сосредоточена на разделении ограниченного круга интересов (например, видеоигры).


Ребенок, страдающий аутизмом, тяжело переживает изменения, которые с ним происходят в подростковом возрасте. Часто встречаются подростки, страдающие аутизмом, у которых высокие интеллектуальные способности сочетаются с полной беспомощностью в повседневной жизни. Также ребятам с аутизмом в подростковом возрасте хочется общения не только с близкими людьми (родителями, родственниками, учителями), но и со сверстниками. Возникает проблема — наличие желания, но при этом они не могут выслушать собеседника, поддержать разговор, держат психологическую и пространственную дистанцию. Все это отталкивает от подростков-аутистов их ровесников.


Подростки с аутизмом в меньшей степени полагаются на сверстников в области освоения социальных навыков и навыков интимного общения, чем нормативно развивающиеся подростки. В противоположность нейротипичным сверстникам, большинство дружеских отношений подростков с аутизмом организуются и поддерживаются их родителями.Хочу такой сайт


Несколько исследований показали, что подростки с аутизмом примерно в половине случаев (50 %) часто являются жертвами буллинга. Как и их нейротипичные сверстники, подростки с аутизмом понимают, что их отвергли и выражают чувства дистресса, связанные с переживанием социальной изоляции при отвержении.


Трудности установления и поддержания отношений со сверстниками могут внести свой вклад в неуклюжие попытки подростков с аутистическими расстройствами развивать романтические отношения.


Непонимание и отвержение со стороны сверстников, неудачи в попытках создать дружеские и романтические отношения повышают риск нарастания психологического дискомфорта у подростков с РАС, могут приводить к развитию тревожных и депрессивных расстройств.


Таким образом, подростковый возраст представляет собой период повышенной уязвимости для людей с РАС и требует особого внимания родителей, педагогов и специалистов. В этот период чрезвычайно важно сосредоточить усилия на обучении подростка навыкам самостоятельной жизни, которые могут быть получены, например, в специализированных интеграционных летних лагерях. Необходима также и серьезная профориентационная работа, которая в перспективе позволит молодым людям с РАС реализовать себя в профессиональном плане, укрепляя тем самым чувство личностной компетентности и повышая их уверенность в себе. Нельзя забывать и о значимости помощи подростку с аутизмом в эмоциональных проблемах, а также в социально-половых вопросах, наиболее адекватной формой обсуждения которых мы считаем индивидуальное психологическое консультирование.


Подводя итог, следует отметить, что успех позитивной социализации детей и подростков с аутистическими расстройствами невозможен без учета различий в поведенческих и неврологических проявлениях аутизма на разных возрастных этапах. Нейробиологическая основа процессов развития, которая поддерживает постепенное освоение социальных ролей и адаптивных уровней функционирования у нормативно развивающихся детей, является поврежденной при аутизме. Индивидуальные различия в степени тяжести нарушений и атипичности нейронной организации у детей с аутизмом могут определять качество их социализации на протяжении всей последующей жизни. Понимание специфики этих нарушений, возможностей и ограничений в когнитивном и эмоционально-личностном развитии каждого конкретного ребенка с РАС может выявить значимые цели для терапии и обучения, позволит выстроить индивидуальную траекторию его позитивной социализации, определить стратегии и технологии психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

 

Специалисты ресурсного класса

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.06.2024

Дата обновления: 07.07.2024

Дата публикации: 20.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».