Как учить аутичного ребенка поддерживать разговор
19.11.2024
Если у вашего ребенка есть трудности с чужой точкой зрения (пониманием того, что чувствуют и думают другие люди), скорее всего, навыки поддержания разговора вызывают у него сложности. По мере практики ребенок может начать понимать, на какие темы люди хотят говорить, и по каким социальным «подсказкам» можно определить их интерес. Например, что нужно учитывать то, что уже известно про этого человека (например, дядя Дима часто катается на лыжах), о чем этот человек говорил ранее (например, о своей собаке), или даже то, что человек носит (например, футболку со «Звездными войнами»).
Однако сначала ребенку нужно как можно больше практиковаться дома или с людьми, которых он уже знает, и это повысит вероятность, что разговоры с малознакомыми людьми будут более успешны.
Семь советов по развитию навыков беседы у аутичных детей
1. Игра в «социальных шпионов».
Находясь вне дома, просите ребенка наблюдать за другими людьми и угадывать, что интересует того или иного человека, а также какова связь и взаимоотношения незнакомых людей друг с другом. Высказывайте свои предположения и поощряйте ребенка наблюдать и строить свои догадки. Умение обращать внимание на значимые детали в отношении других людей станет залогом умения вести беседу в дальнейшем.
2. Заранее готовьте темы для бесед.
Помогите ребенку составить список тем, которые можно затронуть в короткой беседе практически со всеми людьми. Например: погода, в какой школе ты учишься, где вы работаете, как ваши дела, новый питомец или спорт.
3. Карточки для практики в разговоре.
Сделайте карточки с открытыми вопросами, например: «Какой у вас любимый фильм?» или «Как прошел ваш день?» Положите карточки в центр стола, а потом вытягивайте карточки по очереди с ребенком и задавайте друг другу вопросы. Подобная практика дома, если проводить ее регулярно, может облегчить беседу с незнакомыми или малознакомыми людьми.
4. Карточки для разговора во время семейных встреч.
Люди разных поколений и родственники, которые не очень часто общаются, могут узнать друг друга лучше, если предложить им поиграть в такую игру с карточками. Например, можно спрашивать друг друга о любимом месте для отпуска, первом домашнем животном или любимых фильмах.
5. Вопросы «что, где, когда».
Вопросы вроде что, кто, где, когда и почему, как правило, являются хорошим способом поддержать беседу. Вы можете сделать карточку или другую визуальную подсказку, чтобы напоминать ребенку задавать вопросы, которые начинаются с таких слов, и вы можете тренироваться в задавании вопросов во время семейных трапез.
6. Разговоры по соседству.
Когда вы идете с ребенком погулять, постарайтесь подойти и поздороваться с людьми, которых вы знаете. Если вы говорите с соседями, попробуйте включить ребенка в разговор. Заранее подготовьтесь к таким беседам, подготовив вопросы, которые можно задать соседям, например: «Какие у вас планы на праздники?».
7. Разговоры в дороге.
Некоторым детям нравится разговаривать в машине, когда не нужно смотреть в глаза или думать про язык тела. Используйте такие поездки, чтобы потренироваться в ведении беседы.
Когда до праздников осталось совсем немного времени, имеет смысл начать тренироваться с ребенком в навыках ведения беседы, чтобы потом закрепить их в разговорах с родственниками и друзьями. Различные встречи и мероприятия — идеальный момент для практики таких навыков с самыми разными людьми, но при этом в безопасной обстановке.
Постепенно ребенок будет все больше и больше учитывать других людей во время беседы и сможет применять эти навыки не только на семейных встречах, но и в школе, на работе и где угодно еще.
Специалисты ресурсного класса
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2024
Дата обновления: 19.11.2024
Дата публикации: 19.11.2024