08.09.2020
«Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится». Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи ребенка, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу».
Понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь — элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Причинами плохой дикции у детей могут быть:
- нарушение произношения звуков;
- отсутствие некоторых звуков в речи;
- замена глухих звуков на звонкие;
- сокращение длинных и сложных слов;
- перестановка слогов местами;
- смягчение звуков;
- замена звуков на сходные по звучанию.
В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. А также бывает, что ребенок правильно произносит все звуки, но говорит, словно «каша во рту». В этом случае для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой и выполнение специальных упражнений.
Эффективные упражнения для развития дикции:
1. Резко опускать нижнюю челюсть перед зеркалом. Повторить 10 раз. (Это важно для того, чтобы во время разговора рот открывался широко и свободно, чтобы не возникало впечатления проговаривания сквозь зубы).
2. Сложить губы «пятачком», вытянуть вперед и вращать губами — влево, вправо, вниз, по кругу.
3. Медленно произносить поочередно звуки И и У: и-у-иу-и-у. Повторить 10 раз.
4. Чтение шепотом и медленно любых чистоговорок и скороговорок.
- Да-да-да- из трубы бежит вода.
- Ша-ша-ша- мама моет малыша.
- Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
- Аш-аш-аш- у Ирины карандаш.
- Ща-ща-ща- мы несем домой леща.
5.Произносить без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
- П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ!
- Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ!
- К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!
6.Произносить трудные сочетания звуков:
- ТЛЗ ДЖР ВРЖ МКРТЧ КПТ КФТ
- КТЩ КЖДА КЖДЭ КЖДУ КШТО
7.Быстро нараспев произносить скороговорку:
- На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … и т.д.
При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Побеждает тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее число Егорок.
8. Упражнения с пробкой от шампанского:
- Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ти-ди (пробка зажата зубами, губы над пробкой).
- «Пальчики здороваются»: си-зи в пробку.
- Выбрасываем ноги по очереди, в пробку каса-косо.
- Присаживаемся, в пробку бяки-буки.
- Прыгаем с ноги на ногу, в пробку: чуки-чаки.
- Мягкие прыжки в сторону: туки-таки.
- Хлопаем в ладоши: эники-бэники ели вареники.
- Прыгаем вверх: лап-тап-падида-дудап.
- Хлопаем в ладоши: от топота копыт пыль по полю летит.
- «Фонарики» — вращаем кистями, в пробку: ли-лэ.
Успехов в работе над дикцией!
Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ № 3»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.06.2024
Дата обновления: 07.07.2024
Дата публикации: 08.09.2020