Как улучшить дикцию ребенка?

08.09.2020

«Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится». Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи ребенка, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу».

Понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь — элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • нарушение произношения звуков;
  • отсутствие некоторых звуков в речи;
  • замена глухих звуков на звонкие;
  • сокращение длинных и сложных слов;
  • перестановка слогов местами;
  • смягчение звуков;
  • замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. А также бывает, что ребенок правильно произносит все звуки, но говорит, словно «каша во рту». В этом случае для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой и выполнение специальных упражнений.

 

Эффективные упражнения для развития дикции:

1. Резко опускать нижнюю челюсть перед зеркалом. Повторить 10 раз. (Это важно для того, чтобы во время разговора рот открывался широко и свободно, чтобы не возникало впечатления проговаривания сквозь зубы).

2. Сложить губы «пятачком», вытянуть вперед и вращать губами — влево, вправо, вниз, по кругу.

3. Медленно произносить поочередно звуки И и У: и-у-иу-и-у. Повторить 10 раз.

4. Чтение шепотом и медленно любых чистоговорок и скороговорок.

  • Да-да-да- из трубы бежит вода.
  • Ша-ша-ша- мама моет малыша.
  • Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
  • Аш-аш-аш- у Ирины карандаш.
  • Ща-ща-ща- мы несем домой леща.

5.Произносить без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

  • П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ!
  • Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ!
  • К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!

6.Произносить трудные сочетания звуков:

  • ТЛЗ ДЖР ВРЖ МКРТЧ КПТ КФТ
  • КТЩ КЖДА КЖДЭ КЖДУ КШТО

7.Быстро нараспев произносить скороговорку:Хочу такой сайт

  • На пригорке возле горки
    Жили тридцать три Егорки.
    Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … и т.д.

При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Побеждает тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее число Егорок.

8. Упражнения с пробкой от шампанского:

  • Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ти-ди (пробка зажата зубами, губы над пробкой).
  • «Пальчики здороваются»: си-зи в пробку.
  • Выбрасываем ноги по очереди, в пробку каса-косо.
  • Присаживаемся, в пробку бяки-буки.
  • Прыгаем с ноги на ногу, в пробку: чуки-чаки.
  • Мягкие прыжки в сторону: туки-таки.
  • Хлопаем в ладоши: эники-бэники ели вареники.
  • Прыгаем вверх: лап-тап-падида-дудап.
  • Хлопаем в ладоши: от топота копыт пыль по полю летит.
  • «Фонарики» — вращаем кистями, в пробку: ли-лэ.

Успехов в работе над дикцией!

Роговая Наталья Анатольевна,

логопед МАОУ «СОШ № 3»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.06.2024

Дата обновления: 07.07.2024

Дата публикации: 08.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».