12.04.2020
Уважаемые родители! Предлагаю вам несколько упражнений, систематическое выполнение которых поможет развитию внимания, памяти и мышления у младших школьников.
I. Запомни список
- Использовать первые буквы.
Берем первые буквы названий предметов и придумываем словосочетание или предложение.
Например: Картошка, Морковь, Помидоры = Как Мыть Посуду
«Каждый Охотник Желает Знать…» — известный пример этого эффективного приема.
- Подобрать рифму или придумать стихотворение (песенку).
Например: Кастрюля, Тарелка, Чашка =
Кастрюлю моет Юля
В тарелке лежит грелка
Чашку гладит черепашка
Чем нелепее и необычнее получится, тем проще запоминать. Главное — ритм.
- Придумать сюжет, задействовав предметы из списка в нужной последовательности.
Например: Кот берет кастрюлю, достает оттуда макарошку, съедает. Далее тянется за тарелкой, она стоит на столе, падает…
Нужно запомнить не столько слова из последовательности, сколько визуальный ряд, и представить происходящее как фильм или мультфильм.
- Найти взаимосвязь элементов последовательности.
Например: кастрюля, чашка, ложка.
Предметы расположены от большего объема емкости к меньшему.
II. Найди лишнее
Цель: найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Это задание не только развивает внимание и логику, но и учит аргументировать свое мнение.
Как выполнять: попросите ребенка рассмотреть предметы и порассуждать, можно ли их объединить в какую-то группу. Например, на картинке нарисованы скрипка, гитара, пианино, флейта и карандаш. Ребенок должен ответить: «Карандаш здесь лишний, потому что все остальное — это музыкальные инструменты».
Если слишком легко: спросите ребенка, какие предметы могут стоять в одном ряду с лишним и почему. Например, в случае с карандашом это могут быть школьные принадлежности: тетрадь, ручка, ластик и линейка.
Совет: Не забывайте уточнять, почему ребенок называет те или иные предметы. Сопровождайте обсуждение смешными жестами или шутками: «А можно сыграть песню на карандаше? Давай-ка попробуем! Что-то не получается…». Чем веселее будет процесс для ребенка, тем выше будет его мотивация.
III. Пара
- Для запоминания пар предметов можно связать предметы действием.
Например: Бегемот-арбуз, Корова-мяч
Бегемот уронил на ногу арбуз.
Корова села на мяч и раздавила его.
- Связать предметы одной общей характеристикой:
Бегемот и арбуз — тяжелые.
Вымя коровы и мяч — круглые.
- Придумать историю по первым буквам слов предметов:
Бегемот-арбуз, Корова-мяч.
Белый аист красил мост.
IV. Посчитай количество
Цель: посчитать предметы определенного типа. Развивает внимание, память, аналитическое мышление и навыки счета.
Как выполнять: сначала спросите ребенка, какие предметы он видит на картинке, затем попросите посчитать отдельные группы предметов в соответствии с заданием. Считать нужно в уме: нельзя вычеркивать посчитанные предметы или водить по ним пальцем.
Если слишком сложно: первые несколько дней ребенок может помогать себе карандашом или пальцем.
Если слишком легко: усложните задание собственными вопросами. Например, если в задании нужно было посчитать отдельно яблоки, груши и огурцы, дополнительно попросите ребенка посчитать все круглые предметы или все зеленые.
Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)
V. Выдели по инструкции
Цель: найти ответ сразу на два вопроса — какой предмет выделить и каким способом это сделать. Задание тренирует внимание, логику, аналитическое и пространственное мышление.
Как выполнять: стройте и проверяйте гипотезы. Например, если нужно обвести в кружок самое маленькое животное, сначала обсудите с ребенком размер каждого зверя на картинке. «Допустим, самый маленький здесь зайчик. Давай проверим: зайчик меньше медведя? Меньше лягушки?» Как только проверите все предметы и убедитесь, какой из них нужно выделить, вернитесь к заданию и обратите внимание на способ выделения.
Если слишком легко: придумайте свои условия или способы выделения. Например, если исходное задание касается размера животных, можно добавить: «Всем, у кого есть шерсть, нарисуй бантик».
Совет: очень важно не торопиться и проверить все предметы, прежде чем выделять. Если же ребенок выделил неправильный предмет или перепутал способ выделения, ни в коем случае не ругайте его. Задавайте простые наводящие вопросы, чтобы он сам увидел, в чем ошибка. При работе с этим упражнением используйте карандаш, который легко стереть. Не допускайте, чтобы ребенок начал бояться ошибок — задания должны восприниматься им как увлекательная игра.
Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)
VI. Графический диктант
Цель: нарисовать изображение, следуя направлению, указанному в инструкции. Задание развивает внимание, пространственное мышление и мелкую моторику.
Как выполнять: попросите ребенка поставить карандаш на исходную точку, затем попросите его проговаривать каждый ход («Две клетки вверх, одна вниз…») и одновременно чертить линию в соответствии с тем, что он проговаривает.
Если слишком сложно: в первый раз можно вести руку ребенка, чтобы показать принцип выполнения задания.
Совет: в процессе выполнения стройте шуточные предположения и выводите ребенка на диалог: «Как думаешь, что это? Похоже на черепаху!» В конце обсудите получившуюся картинку, задайте дополнительные вопросы: «Что это такое? Зонтик? А зачем он нужен? Какие бывают зонтики?». Придумывайте веселые истории с получившимися предметами, чтобы в следующий раз ребенку было еще интереснее выполнять задание.
Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)
3 клетки вправо, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 5 клеток вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.
VII. Объедини предметы по общему признаку
Цель: отсортировать предметы по общим признакам и нарисовать их группами в соответствующих ячейках таблицы. Задание развивает логику, воображение и аналитические способности.
Как выполнять: обсудите с ребенком предметы, которые даны в задании: форму, цвет, размер, количество. Спросите, видит ли он здесь похожие предметы и чем они похожи. Затем предложите нарисовать все похожие предметы (например, все маленькие зеленые квадраты) в одной ячейке. Потом посмотрите на оставшиеся предметы и повторите процесс.
Если слишком легко: в задании может быть несколько вариантов решения, так как предметы можно объединять по разным признакам. Например, только по форме или только по размеру. Поэтому, когда ребенок справится с сортировкой, спросите его, как еще можно было распределить предметы. Также вы можете дорисовать еще несколько своих предметов и спросить, к какой группе из уже получившихся можно отнести их.
Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)
VIII. Найди и выдели
Цель: найти определенные предметы среди других и выделить их разными способами (подчеркнуть, обвести в кружок и т.д.) Задание тренирует внимание и мелкую моторику.
Как выполнять: попросите ребенка рассмотреть набор изображений и проговорить, что он видит на картинке. Затем предложите ему найти и выделить конкретный объект из задания, например обвести в кружок яблоко. Попросите найти все яблоки на картинке и выделить их кружками. Повторите со вторым объектом из задания.
Если слишком сложно: поначалу ищите только один предмет с самой простой характеристикой, например все яблоки. Используйте цветные карандаши и предложите ребенку самому выбрать любимый цвет — помните, что занятие обязательно должно быть ему в радость.
Если слишком легко: придумайте дополнительные характеристики (все предметы слева от цветочков и т.д.) и более сложные способы выделения (обвести в квадратик, в ромбик, подчеркнуть пунктиром и т.д.).
Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)
Удачи вам в выполнении заданий!
Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ № 3»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.06.2024
Дата обновления: 07.07.2024
Дата публикации: 12.04.2020