Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» 624096 Свердловская область г. Верхняя Пышма улица Машиностроителей, 6 тел./факс 8/34368/5-37-42/; E-mail: mou soh3@list.ru СОГЛАСОВАНО Протокол Педагогического совета от 29 мая 2019 г. № 11 ^У ТВ ЕРЖ Д А Ю ф%<< СОШ №3» Шингарова yjDj июня 2019г. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания совета родителей от 28 мая 2019 г. №10 £* I Положение о безотметочном обучении обучающихся первых классов 1.0бщие положения 1. Настоящее Положение разработано на основании письма Минобразования России «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от 21.03.2003г. №0351-57ин/13-03, Федерального государственного стандарта начального общего образования. 2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся. 3. Основными принципами безотметочного обучения в образовательном учреждении являются: - дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; - построение контроля и оценивания на критериальной основе; - опережение самоконтроля и самооценки учащегося контроля и оценки сверстников и учителя. 4. К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие: - усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям федерального государственного стандарта начального образования; сформированность предметных, метапредметных и личностных умений-деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу); - развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания; - сформированность познавательной активности и интересов. 5. Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания - незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения. 6. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития обучающихся. 7. В первом классе исключается система отметочного (в баллах) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. 8. Не подлежат оцениванию: темп работы ученика, его личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.). 9. В первом классе домашние задания не задаются. 10. Обучающиеся первого класса на повторное обучение не оставляются. 2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки планируемых результатов обучения 11. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают соблюдение следующих правил оценочной безопасности: - выявление индивидуальной динамики обучающихся в достижении планируемых результатов обучения; - недопустимость сравнения обучающихся с другими детьми. 12. Видами контроля результатов обучения в первом классе являются: стартовый, текущий, тематический, промежуточный. 13. В первом классе контрольные работы не проводятся. Устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся: - устный опрос; - письменный опрос; - самостоятельные проверочные работы, формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определенных тем; - самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике; - тестовые диагностические задания; - административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за год. 14. Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителями первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся. 3. Контроль и оценка планируемых результатов 15. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников основывается на соблюдении правил оценочной безопасности (п. 2.1.). 16. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: - стартовые и промежуточные проверочные работы; - тестовые диагностические работы; - текущие проверочные работы; - «портфолио» ученика. 17. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний». 18. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. 19. Текущая (тематическая) проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. 20. Промежуточная проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода. 21. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. 22. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем. 4. Ведение документации 23. Учитель: а) По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя. б) Классный журнал является главным документом учителя и заполняется в соответствии с тематическим планированием по каждому предмету. Отметки не выставляются. в) Результаты обучения и развития фиксируются в специально разработанных технологических картах. г) Качество усвоения знаний и умений, уровня развития оценивается в соответствии с критериями, определенными в технологических картах. д) Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся. 24. Администрация образовательного учреждения: а) По итогам четверти, года на основе полученных материалов заместитель директора образовательного учреждения совместно с учителями проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности, как обучающихся, так и учителей, на основе которых определяет задачи на следующий год обучения. 5. Права и обязанности субъектов контрольно – оценочной деятельности. 25. Между учителем, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией образовательного учреждения в рамках безотметочного обучения выстраивается равноправное сотрудничество. 26. Обучающийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию. 27. Учитель имеет право: - определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием; - оценивать обучающихся только относительно их собственных возможностей и достижений. 28. Учитель обязан: - соблюдать правила оценочной безопасности; - вести учет продвижения обучающихся; - доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся. 29. Родитель имеет право: - знать о принципах и способах оценивания первоклассников в образовательного учреждения; - на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка; - на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка. 30. Родитель обязан: - соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения; - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; - посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей 6. Ответственность сторон 31. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебновоспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации образовательного учреждения с целью защиты своих прав в установленном Уставом образовательного учреждения порядке. 32. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.