10.02.2020
Мы живем в мире, где нас повсюду окружают буквы и слова: вывески, ссылки, инструкции, списки и титры. Кажется, сама внешняя среда подталкивает маленького человечка к стремлению как можно раньше научиться читать. Но если вашему ребенку чтение удается с трудом, не спешите его ругать за лень и невнимательность, возможно причина кроется в дислексии.
Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций.
Конечно, ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах, но они довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, ошибки чтения являются стойкими и носят специфический характер.
Это могут быть:
- Замены и смешения звуков при чтении (Цапля – Сапля, лЮбит – лУбит).
- Побуквенное чтение — нарушения слияния звуков в слоги и слова (Р—А—М—А).
- Искажения звуко-слоговой структуры слова: упранение (упражнение), колсо (колесо), снол (слон), масолет (самолет).
- Аграмматизмы при чтении: много зеркалОВ, собачка стоит на кубикОВ и т.д.
- Ошибки застревания и упреждения: «За Зомом росла МаМина.» «Под небом ЛоЛубым».
- Перескакивание с одной строки на другую.
- Неумение различать мягкость согласных: соЛЪить (солить).
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм.
Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы. Лучше всего своевременно обратиться к логопеду, а также самим заниматься с ребенком.
Есть упражнения, которые вы можете выполнять с ребенком дома.
1. Чтение с пальцем.
Ребенку дается текст. Ребенок ставит палец, ВЫ начинаете читать. Задача ребенка только следить пальчиком за тем, что вы читаете, не отставая и не забегая вперед. Достаточно непросто на первых этапах. Можно хитрить: где-то ускорить темп, где-то замедлить.
2. Найди слова.
Предлагаются таблица и слова, ребенок отыскивает в таблице слоги, из которых состоит это слово.
3. Чтение скороговорок.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
- Чтение глазами без артикуляции.
- Чтение глазами с артикуляцией.
- Чтение громко, но медленно.
- Чтение громко и быстро: 3 раза — с каждым разом увеличивается темп чтения.
4. Чтение с наращиванием, подчеркиванием.
Текст разбивается на части. Каждая новая часть читается с повтором предыдущей. Когда ребенок начинает читать с наращиванием, то первое предложение идет с трудом, с натугой. Но уже со второй строчки ему легче, потому что идет повторение. Тогда ребенок успокаивается, потому что читается легко. И вот здесь происходит маленькое чудо. Его по инерции начинает заносить на следующую группу слов, и он их с легкостью прочитывает. Таким образом улучшается техника чтения.
Почему подчеркнуты окончания? Это такая помета, которая заставляет ребенка сосредоточить свое внимание на концах слов, исправляется проблема угадывающего чтения.
- Некоторые рыбы бьют током.
- Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются
- Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают
- Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу.
- Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает
- Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат.
5. Чтение наоборот.
Предложение «Дети играют в мяч» читается так: «Чям в тюарги итед».
6. Чтение слов по половинке.
Ребенок читает слова или предложения наполовину закрытые.
7. Зачеркни букву.
Ежедневно в течение 5-10 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает определенные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в различении у ребенка имеются проблемы.
Желаю вам радостных и плодотворных занятий!
Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ № 3»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.06.2024
Дата обновления: 07.07.2024
Дата публикации: 10.02.2020