05.12.2018
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, и речь была четкой и понятной, губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Для чего необходима артикуляционная гимнастика?
- Благодаря систематическим занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями произношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Как проводить артикуляционную гимнастику (АГ)?
- Проводить АГ нужно систематично (ежедневно). Желательно заниматься по 10 минут. Лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло около 1 часа. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Прежде чем начинать занятие, вспомните названия артикуляционных органов (зубы, губы, небо, альвеолы — бугорки за верхними зубами, язык).
- АГ выполняют сидя перед зеркалом. Зеркало должно быть такого размера, чтобы ребенок хорошо видел свое лицо.
- Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Снижение качества — признак переутомления. Постарайтесь этого не допускать.
Упражнения для развития артикуляционной моторики
- «Улыбка — трубочка»
Растянуть губы в улыбку, задержать, затем вытянуть в трубочку, задержать. Чередовать в медленном темпе.
- «Лопаточка — иголочка»
Высунуть широкий язык, положить его на губу, подержать 5 секунд, затем сделать язык узким, как иголочка. Чередовать в медленном темпе.
- «Чистим зубы»
Рот широко открыт, кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы снаружи и внутри.
- «Качели»
Широко открыть рот, язык поставить за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы, чередовать в медленном темпе.
- «Футбол»
Рот закрыт, с напряжением упирать язык то в одну щеку, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
- «Накажи непослушный язычок»
Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». После этого удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном положении при открытом рте под счет до 10.
- «Вкусное варенье»
«Обнять» широким языком всю верхнюю губу, облизать губу сверху вниз. Повторить несколько раз.
- «Чашечка»
Широко открыть рот, широкий язык поднять кверху, потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, занести «чашечку» в рот.
- «Грибок»
Присосать широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот, максимально натянуть уздечку языка, держать под счет до 30.
- «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему небу. Щелкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами.
Желаю вам успехов!
Роговая Наталья Анатольевна,
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.06.2024
Дата обновления: 07.07.2024
Дата публикации: 05.12.2018