01.10.2018
Каждый родитель с нетерпением ждет ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Ведь сейчас ему предстоит систематически и напряженно трудиться, слышать учителя, выполнять его требования, подчиняться правилам школьной жизни, контролировать свое поведение.
Готов или не готов ребенок к обучению в школе во многом зависит от уровня речевого развития, ведь именно при помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Звукопроизношение.
- правильно и четко проговаривать все звуки.
2. Фонематические процессы.
- уметь слышать и различать, правильно дифференцировать звуки родного языка;
- различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные;
- различать и повторять сочетания типа: са-ша-са, та-ца-та и др.
3. Языковой и звуковой анализ и синтез.
- уметь делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять первый и последний звук в слове, определять количество и последовательность звуков в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь составлять слоги и слова из звуков.
4. Слоговая структура слова.
- правильно проговаривать слова сложной слоговой структуры (экскурсовод, велосипедист и др.), произносить их в быстром темпе (не переставлять слоги, не упрощать слово, не добавлять звуки и слоги).
5. Словарный запас.
К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов.
- знать времена года, их признаки, месяцы, дни недели;
- домашних и диких животных, их детенышей;
- подбирать обобщающие понятия для группы предметов (овощи, мебель, транспорт, продукты и т.д.);
- дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой», а не просто «автомобиль»);
- подбирать антонимы и синонимы (грязный-чистый; блестеть-сверкать);
- употреблять сложные слова (многоэтажный);
- пользоваться эпитетами (голубое небо).
6. Грамматический строй речи.
- изменять существительные по падежам и числам (стол, на столе, за столами, стул-стулья);
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (белый парус);
- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хвост-хвостик);
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (клубника-клубничное, белка-беличий);
- образовывать глаголы с помощью приставок (шел, зашел, перешел, обошел).
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки;
- составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин;
- отвечать на вопросы по тексту.
А также необходимо обратить внимание на:
- Развитие мелкой моторики (хорошо лепить, составлять мозаику, выполнять аппликационные работы).
- Коммуникативные функции (общаться с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкцию).
- Мотивация (наличие желания узнавать что-то новое, желания учиться).
- Пространственные функции (умение определять «право-лево» на себе и другом человеке, уметь узнавать предметы, буквы в разных положениях).
- Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
- Внимание, память (запоминание 7-8 слов, предметов).
- Мышление (обобщение – «назови одним словом», классификация – «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «отлично»!
Если имеются проблемы, не огорчайтесь! Учитель-логопед и учитель-дефектолог помогут Вам и вашему ребенку. Главное – своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий. Но не забывайте, что помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!
Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ № 3»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.06.2024
Дата обновления: 07.07.2024
Дата публикации: 01.10.2018