Речевая готовность ребенка к школе

01.10.2018

Каждый родитель с нетерпением ждет ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Ведь сейчас ему предстоит систематически и напряженно трудиться, слышать учителя, выполнять его требования, подчиняться правилам школьной жизни, контролировать свое поведение.

Готов или не готов ребенок к обучению в школе во многом зависит от уровня речевого развития, ведь именно при помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

 

1. Звукопроизношение.

  • правильно и четко проговаривать все звуки.

2. Фонематические процессы.

  • уметь слышать и различать, правильно дифференцировать звуки родного языка;
  • различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные;
  • различать и повторять сочетания типа: са-ша-са, та-ца-та и др.

3. Языковой и звуковой анализ и синтез.

  • уметь делить предложения на слова;
  • делить слова на слоги;
  • уметь выделять первый и последний звук в слове, определять количество и последовательность звуков в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь составлять слоги и слова из звуков.

4. Слоговая структура слова.

  • правильно проговаривать слова сложной слоговой структуры (экскурсовод, велосипедист и др.), произносить их в быстром темпе (не переставлять слоги, не упрощать слово, не добавлять звуки и слоги).

5. Словарный запас.

К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов.

  • знать времена года, их признаки, месяцы, дни недели;
  • домашних и диких животных, их детенышей;
  • подбирать обобщающие понятия для группы предметов (овощи, мебель, транспорт, продукты и т.д.);
  • дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой», а не просто «автомобиль»);
  • подбирать антонимы и синонимы (грязный-чистый; блестеть-сверкать);
  • употреблять сложные слова (многоэтажный);
  • пользоваться эпитетами (голубое небо).

6. Грамматический строй речи.

  • изменять существительные по падежам и числам (стол, на столе, за столами, стул-стулья);
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (белый парус);
  • образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хвост-хвостик);
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (клубника-клубничное, белка-беличий);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (шел, зашел, перешел, обошел).

7. Связная речь.Хочу такой сайт

  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки;
  • составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин;
  • отвечать на вопросы по тексту.

А также необходимо обратить внимание на:

  1. Развитие мелкой моторики (хорошо лепить, составлять мозаику, выполнять аппликационные работы).
  2. Коммуникативные функции (общаться с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкцию).
  3. Мотивация (наличие желания узнавать что-то новое, желания учиться).
  4. Пространственные функции (умение определять «право-лево» на себе и другом человеке, уметь узнавать предметы, буквы в разных положениях).
  5. Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
  6. Внимание, память (запоминание 7-8 слов, предметов).
  7. Мышление (обобщение – «назови одним словом», классификация – «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
 

Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «отлично»!

Если имеются проблемы, не огорчайтесь! Учитель-логопед и учитель-дефектолог помогут Вам и вашему ребенку. Главное – своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий. Но не забывайте, что помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!

Роговая Наталья Анатольевна,

логопед МАОУ «СОШ № 3»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.06.2024

Дата обновления: 07.07.2024

Дата публикации: 01.10.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».