Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Верхняя Пышма РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом И.о.директора МАОУ «СОШ № 3» МАОУ «СОШ № 3» __________Светличная Т. А. протокол № 12 приказ № 265 от 21 июня 2023 г. от 23 июня 2023 г. Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ «СОШ № 3» 1. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462; приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; уставом МАОУ «СОШ № 3»; локальными нормативными актами МАОУ «СОШ № 3». 1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, ее организационную и функциональную структуру, реализацию и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.3. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.5. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – функциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов оценки, обеспечивающих получение своевременной, полной и объективной информации о соответствии образовательной деятельности требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных отношений; внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления качеством образования, вспомогательный инструмент для организации функционирования ВСОКО, аккумулирующий ее процедуры; качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; независимая оценка качества образования (НОКО) – регламентируемый на федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально уполномоченным оператором; основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего образования; оценка – установление соответствия; диагностика – контрольный замер, срез; мониторинг – протяженное во времени системное наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга; мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно- измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; критерий – признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия; ГИА – государственная итоговая аттестация; УУД – универсальные учебные действия; ВПР – всероссийские проверочные работы; ЕГЭ – единый государственный экзамен; ОГЭ – основной государственный экзамен; КИМ – контрольно-измерительные материалы. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО 2.1.Цель создания ВСОКО – получение объективной информации о ка- честве образования в МАОУ «СОШ № 3» и тенденциях его изменения, обеспечение объективной информацией о качестве образования для принятия обоснованных управленческих решений и прогнозирования развития образо- вания, а также повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг. 2.2.Задачи ВСОКО: - формирование единого понимания критериев оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; 2.3.В основу ВСОКО положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; - взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - качества и надежности средств оценки образовательных достижений; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - сочетание внутренней и внешней оценки качества образования; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации. 2.4.Основные функции ВСОКО: - обеспечение введения ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений; - аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся; - экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития образовательной организации; - информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; - обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образовательной организации. 3. Организационная структура и функциональная характеристика ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию образовательной организации, педагогический совет, научно- методический совет, методические объединения учителей-предметников. 3.2. Функции организационной структуры ВСОКО: - осуществляют организационно – технологическое сопровождение функционирования ВСОКО; - формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательной организации; - осуществляют разработку, формирование и апробацию измерительных материалов для оценки качества образования в соответствии с реализуемыми учебными программами; - обеспечивают информационную открытость, объективность проведения процедур оценки качества образования; - создают условия для проведения в образовательной организации процедур всех уровней, внешней независимой оценки качества образования; - проводят анализ образовательных результатов по итогам оценочных процедур для принятия управленческих решений на уровне образовательной организации; - обеспечивают использование результатов оценочных процедур для совершенствования образовательного процесса, принятия управленческих решений; - обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества; - участвуют в разработке методики оценки качества образования; - обеспечивают проведение контрольно – оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организуют систему мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации, анализируют результаты оценки качества образования; - обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; - принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации; - обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательной организации; - содействуют проведению подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур. 4. Реализация внутренней оценки качества образования 4.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществля- ется на основе нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются 4.2. и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности образовательной организации, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Оценка качества образования осуществляется посредством: - ВСОКО; - лицензирования; - государственной аккредитации; - государственной (итоговой) аттестации выпускников; - внешнего мониторинга качества образования. 4.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - текущий поурочный контроль; - промежуточная аттестация; - тематический контроль; - стартовая диагностика; - анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных работ; - итоговая аттестация по предметам, не выносимым на ГИА; - анализ результатов ГИА; - социологические опросы, наблюдения; - отчеты работников образовательной организации; - посещение уроков и внеклассных мероприятий; - данные электронного журнала; - наблюдение. 4.5. В рамках ВСОКО оцениваются: Качество образовательных результатов: - предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т. ч. ОГЭ и ЕГЭ); - метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); - личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); - достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; - удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. Качество организации и осуществления образовательной деятельности: - основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся); - дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей); - реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС); - качество уроков, занятий и индивидуальной работы с обучающимися; - качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); - удовлетворенность обучающихся и родителей уроками и условиями в образовательной организации. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: - материально-техническое обеспечение; - информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно методическое обеспечение); - санитарно-гигиенические и эстетические условия; - медицинское сопровождение и общественное питание; - психологический климат в образовательной организации; - кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); - общественно-государственное управление (управляющий совет, педагогический совет, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования; - документооборот и нормативно-правовое обеспечение. 4.6. ВСОКО реализуется посредством существующих процедур и экс- пертной оценки качества образования. 4.7. Для проведения оценки качества образования из всего спектра по- лучаемых в рамках информационной системы оценки качества образования показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы образовательной организации. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.8. Периодичность проведения оценки качества образования, субъек- ты оценочной деятельности устанавливаются в плане мероприятий ВСОКО/«Дорожная карта» (приложение 1). 4.9. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. 4.10. Результаты анализа проведения оценочных процедур выносятся на совещание с руководителем образовательной организации. Рекомендации по результатам проведенного анализа включают в себя разработку адресных методических рекомендаций по организации образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ общего образования в образовательной организации. Оценка результатов ВСОКО является основой для принятия управленческих решений на уровне образовательной организации, в том числе: - определение системы мероприятий по вопросам повышения качества подготовки обучающихся. - проведение информационно – разъяснительной работы по вопросам оценки качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями); - проведение родительских собраний; Реализация ВСОКО на школьном уровне позволит: - совершенствовать школьную систему оценки качества подготовки обучающихся; - определить методические мероприятия по повышению качества подготовки обучающихся; - анализировать данные, полученные в результате оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения. 4.11. Гласность и открытость результатов оценки качества образо- вания осуществляются путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации. 4.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации регулируется положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 4.13. Критерии оценки качества образования по предметам НОО, ООО, СОО регулируются положениями о критериях и нормах оценивания предметных результатов обучающихся. 4.14. Мониторинг качества образования регулируется положениями о мониторинге качества образования НОО, ООО, СОО (по инициативе участников образовательных отношений могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги). 5. Заключительный раздел 5.1. Настоящее положение является нормативным актом МАОУ «СОШ № 3» и не противоречит требованиям действующего законодательства РФ, устава школы. 5.2. Настоящее положение вступает в силу с даты его утверждения директором МАОУ «СОШ № 3»; 5.3. Настоящее положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами и законами; 5.4. Вопросы, не урегулированные в настоящем положении, подлежат регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом и иными локальными нормативными актами МАОУ «СОШ № 3». Приложение 2 к положению о внутренней системе оценки качества образования Критерии оценки условий, обеспечивающих образовательную деятельность Группа Единица Критерии оценки условий измерения Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педа- Чел./% гогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической Чел./% направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Кадровые Численность/удельный вес чис- условия ленности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей чис- Чел./% ленности педагогических работников, в том числе: первая; высшая. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: – до 5 лет; – свыше 30 лет Численность/удельный вес чис- Чел./% Контроль состояния условий Показатель Планируе- Факт на старте мый выполне- показатель ния ленности педагогических и адми- Чел./% нистративно-хозяйственных работников, прошедших за последние три года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю/направлению профессиональной деятельности или иной Чел./% осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, своевременно прошедших повышение квалификации по осуществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС Чел./% общего образования, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием: – тренинги, обучающие семинары, стажировки. Чел./% Численность/удельный вес численности педагогических работников, реализовавших методические проекты под руководством Чел./% ученых или научнопедагогических работников партнерских организаций Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся Чел./% победителями или призерами конкурса «Учитель года» Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами Чел./% региональных конкурсов профессионального мастерства Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на Чел./% региональном или федеральном уровнях Психологопедагогические условия Количество педагогов-психологов в штатном расписании Чел. Количество педагогов-психологов по совместительству Количество социальных педагогов Чел. Чел. Доля педагогических работников с времененным функционалом тьютора в общем количестве пе- Чел./% дагогических работников Доля мероприятий, курируемых педагогом -психологом, в программе воспитания Ед./% Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога, в общем объеме курсов внеуроч- Ед./% ной деятельности в плане внеурочной деятельности Количество дополнительных образовательных программ на базе школы, разработанных при участии (соавторстве) педагога- Ед. психолога Наличие оборудованного помещения, приспособленного для индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями материальнотехнические условия Имеется/не имеется Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС/федеральными или регио- Ед./% нальными требованиями) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: – с обеспечением возможности работы на стационарных компью- Да/нет терах или использования переносных компьютеров. Наличие учебной, учебнометодической и справочной литературы в необходимом ко- Да/Нет личестве. Учебнометодическое и информационное обеспечение Наличие научно-популярной литературы в необходимом количе- Да/Нет стве. Соответствие используемых Соот- учебников и учебных пособий ветству- федеральному перечню ет/не соответствует Наличие электронных образовательных ресурсов Соответствие содержания сайта требованиям статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Да/Нет Соответствует/не соответствует Приложение 3 к Положению о внутренней системеоценки качества образования Показатели оценки предметных образовательных результатов № Показатели оценки предметных образовательных результатов Единица измерения 1 Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Чел./% 2 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку Балл 3 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике Балл 4 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку Балл 5 Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике Балл 6 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскомуязыку, в общей численно- Чел./% сти выпускников 9-го класса 7 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике,в общей численности вы- Чел./% пускников 9-го класса 8 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по рус- Чел./% скому языку, в общей численности выпускников 11-го класса 9 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по ма- Чел./% тематике, в общей численности выпускников 11-го класса 10 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, неполучивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9го класса Чел./% 11 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, неполучивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11-го Чел./% класса 12 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, вобщей численности выпуск- Чел./% ников 9-го класса 13 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности вы- Чел./% пускников 11-го класса 14 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 15 Численность/удельный вес численности учащихся – победителей ипризеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 16 Чел./% Чел./% – муниципального уровня; Чел./% – регионального уровня; Чел./% – федерального уровня; Чел./% – международного уровня Чел./% Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов,в общей численности уча- Чел./% щихся 17 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Чел./%