Программа воспитания на 2021–2025 гг.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
624096 Свердловская область г. Верхняя Пышма
улица Машиностроителей, 6
тел./факс 8/34368/5-37-42/; E-mail: mou_soh3@list. ru

РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
Протокол № 1
От 30 августа 2021г

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________ Т.В.Шингарова
Приказ № 2 от 30 августа2021

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025г.г.

ГО Верхняя Пышма
2021

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1.
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА» ...........................................................................................................4
РАЗДЕЛ 2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ .......................................................................7
РАЗДЕЛ 3.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................11
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
3.1.1. Модуль «Классное руководство» ...............................................................11
3.1.2. Модуль «Школьный урок»............................................................................13
3.1.3. Модуль «Российское движение школьников». ..........................................14
3.1.4. Модуль «Профориентация» .......................................................................15
3.1.5. Модуль «Работа с родителями» ...............................................................16
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» .................................................17
3.2.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» .............................................18
3.2.3. Модуль «Самоуправление» ..........................................................................20
3.2.4. Модуль «Экскурсии, походы» ......................................................................21
3.2.5. Модуль «Школьные СМИ» ..........................................................................22
3.2.6. Модуль «Школьный музей» .........................................................................22
3.2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» .......................23
3.2.8. Модуль «Безопасность жизнедеятельности»………………………..........24
РАЗДЕЛ 4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ................................................................................................................ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
5.1. Календарный план воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный
год для обучающихся 1-4 классов
5.2. Календарный план воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный
год для обучающихся5-9 классов
5.3. Календарный план воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный
год для обучающихся 10-11 классов

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания Муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» (далее - Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования, Приказом «О внесении изменений в Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172).
Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной
образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3».
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми.
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС НОО,
ООО, СОО:
• формирование у обучающихся основ российской идентичности;
• готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению;
• ценностные установки и социально-значимые качества личности;
• активное участие в социально - значимой деятельности.
Программа воспитания показывает, каким образом педагогические
работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог
дополнительного образования, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать
школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира.
Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы
мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с
обучающимися.
Программа воспитания МАОУ «СОШ №3» включает четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере
воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее
социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния
на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента
3

обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных
для школы принципах и традициях воспитания.
2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе
предстоит решать для достижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа
показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели
и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и
вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных
школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной
работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,
«Школьный урок», «Российское движение школьников», «Профориентация»,
«Работа с родителями»,
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Курсы внеурочной
деятельности», «Самоуправление», «Экскурсии, походы», «Школьные СМИ»,
«Школьный музей», «Организация предметно-эстетической среды», «Безопасность
жизнедеятельности»
(пожарная
безопасность,
дорожная
безопасность,
информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма,
профилактика распространения инфекционных заболеваний.
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их
значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность
педагогических работников в рамках комплекса модулей направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального и основного общего образования.
4.Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ
организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных
направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы
его осуществления.
К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося
воспитывает не документ, а педагогический работник - своими действиями,
словами, отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам МАОУ
«СОШ № 3» скоординировать свои усилия, направленные на воспитание младших
и старших школьников.
РАЗДЕЛ 1.
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА».
Специфика расположения школы. Здание находится по адресу ул. *Машиностроителей д. 6 (корпус № 1,2.
Природно-климатические особенности Урала характеризуется как умеренноконтинентальные. Зима умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным
покровом, что позволяет уделять большое внимание зимним видам спорта. Лето 4

теплое, умеренно влажное, с преобладанием переменной облачной погоды. Летние
месяцы позволяют организовывать летние лагеря с дневным пребыванием детей.
Территориальные особенности. Образовательное учреждение располагается вблизи
областного центра. Микрорайон школы - новая часть города, где большую часть
занимают высотные дома. В районе школы находятся 7 детских садов дом,
центральная детская библиотека, спортивный комплекс «Ледовая арена»,
дворовые клубы, детские центры развития.
Рассмотрев социальный статус населения микрорайона, можно сделать вывод
о его неоднородности: большинство населения - люди молодого возраста,
существует полинациональность (татары, башкиры, армяне, азербайджанцы,
таджики, украинцы и др.). Большой процент населения рабочих профессий (61% рабочие, 4,5% - ИТР, 3,1% - предприниматели, 2,4% - военнослужащие, 12% интеллигенция 2,8% - др. категории, 14,2%- безработные). В социальном заказе
родители ставят на первое место план обеспечение социальной адаптации,
развитие индивидуальных способностей, профессиональное самоопределение.
В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в микрорайоне,
за которым школа закреплена Учредителем. Дети, проживающие вне микрорайона
школы, принимаются при наличии свободных мест. В образовательном
учреждении есть специальные коррекционные классы для детей с особыми
потребностями. В школу приходят дети из других общеобразовательных школ
города, не усваивающие программы, имеющие ограниченные возможности
здоровья, а также проблемы в коллективе и, в связи с этим, испытывающие
сложности в обучении и в усвоении материала.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного
перемещения учащихся.
Уникальность школы состоит в том, что она располагается в двух зданиях. В
школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей любой
категории: в соответствии с требованиями ФГОС обустроены и оснащены
современным учебным оборудованием учебные кабинеты, обеспечены
компьютерной техникой и доступом в интернет через подключение Wi-Fi имеется
оборудование в учебных кабинетах для специалистов для проведения
коррекционо-развивающих занятий, 4 спортзала, спортивная площадка.
Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в соответствии с
нормативными требованиями.
Значимые партнеры школы. Это подрядные организации, которые на
договорной основе обеспечивают охрану и антитеррористическую защищенность
здания школы, содержание и жизнедеятельность здания, питание в школьной
столовой. Шефскую помощь оказывает ОАО «Уральские локомотивы». Школа
заключает договора с социальными партнёрами городского округа.
Особенности контингента учащихся. В 1 - 11 классах школы обучается 2017
обучающихся в 69 классах.
Наряду с Основной образовательной программой начального и основного
общего образования в школе реализуются адаптированные основные
общеобразовательные программы различных нозологий. Кроме того, ежегодно
разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности,
функционируют группы обучающихся по дополнительным общеразвивающим
программам; по социальному статусу, который зависит от общего благополучия
5

семьи или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей. Присутствуют
обучающиеся с неблагополучием, с дивиантным поведением, а также дети, стоящие
на различных видах учета.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей. Команда
администрации - квалифицированные, имеющие достаточно большой
управленческий опыт руководители, в педагогическом составе - стажисты с
большим опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточным
уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В
педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые
для сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Педагоги - основной
источник положительного влияния на детей, грамотно организуют
образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика
результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования МАОУ «СОШ
№ 3».
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным
ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга
своего ребёнка.
Оригинальные воспитательные находки школы:
*
воспитательные
системы
класса,
разработанные
классными
руководителями на основе системы персональных поручений, целенаправленных
воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;
* модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на
установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации
совместной деятельности по развитию школьного уклада;
* практический день как форма организации целенаправленной системной
работы по развитию проектной деятельности школьников, позволяет
интегрировать содержание урочной и внеурочной деятельности;
* большая часть всех категорий обучающихся охвачена
внеурочной
деятельностью
за счет профессионального ресурса педагогов школы с
привлечением педагогов дополнительного образования;
* модель управления результатами образования на основе системы
распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора,
обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого
педагога за качество выполненной работы.
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых
основывается процесс воспитания в МАОУ «СОШ № 3»:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;
• ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников, педагогов и родителей;
• реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
6

доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении
родителей учащихся;
• организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей
как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
• системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основные традиции воспитания в МАОУ «СОШ № 3»:
стержень годового цикла воспитательной работы школы - ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных
дел педагогов и школьников - коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его
растущей роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
отсутствие
соревновательности
между
классами
в
проведении
общешкольных дел, поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного
взаимодействия школьников, их социальной активности;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
РАЗДЕЛ 2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
МАОУ «СОШ №3» - личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
7

развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успехов
достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников
и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем,
в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся
следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
• проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
• спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
• жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
• устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
8

• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.
• Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
9

системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
• опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
• опыт самостоятельного
приобретения
новых
знаний
проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной
цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые
помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
10

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1)
реализовывать
воспитательные
возможности
общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного
урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников
экскурсии, экспедиции,
походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
10)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения
РАЗДЕЛ 3.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1.ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями
Работа с классным коллективом:
11

• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,

оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь
в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
• проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом;
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года
планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
12

Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов
между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.1.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
13

игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.1.3. Модуль «Российское движение школьников».
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание
подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей,
а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного
отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает
социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к
различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в
школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ
осуществляется через направления:
• личностное развитие – участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих
детям возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на
популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к
здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты»,
ГТО;
• гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях,
посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и
экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым
людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной
сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве
территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
14

военно-патриотическое направление – деятельность отрядов Юнармии,
юных инспекторов правил дорожного движения (ЮИДПДД), дружина
юных пожарных (ДЮП) и т. д;
• информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в
работе школьных редакций, детского радио; создании и поддержке
интернет-странички школы и РДШ в соцсетях, организации деятельности
школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся
писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в
соцсетях.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
• участие в днях единых действий (ДЕД) и в совместных социально значимых
мероприятиях;
• коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
• информационно-просветительские мероприятия;
• разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
• организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
•

3.1.4. Модуль «Профориентация».
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий
не
только
профессиональную,
но
и
внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего в рамках образовательной части Всероссийского проекта РДШ
«Профориентация в цифровую эпоху» (онлайн-курс на сайте Корпоративного
университета РДШ содержит 27 занятий с заданиями по проектированию
индивидуальной стратегии профессионального самоопределения школьника);
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
15

• организация на базе школьного детского лагеря профориентационной работы, где

обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями
(воспитатель, художник-оформитель, ландшафтный дизайнер, организатор
детского досуга, библиотекарь), получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе
соответствующие навыки;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер классах, посещение открытых уроков – онлайн - уроки финансовой
грамотности;
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
3.1.5. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольные родительский собрание, Управляющий совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
• семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей
с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные
и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
16

• родительские форумы при школьном интернет-сайте, в которых обсуждаются

интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогов и
родителей.
3.2.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
• открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны.
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают
их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
17

• общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,

музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
• торжественные ритуалы для первоклассников «Посвящение в первоклассники и
пешеходы».
• капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников
с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников
и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального
общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского
сообществ школы.
• награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к
другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности »
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
• вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
18

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
• создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
• поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
• поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных
школьниками видов деятельности.
Познавательная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира («Занимательная экономика», «Финансовая грамотность»,
«Проектная деятельность», «Занимательный русский язык», «Занимательная
математика и логика» и др.).
Художественное
творчество.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования, создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственное развитие («Театральная студия», «Танцевальная
студия»).
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных
компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений
слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей («Дискуссионный клуб»,
«Юный журналист», «Ораторское искусство» ).
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего
труда («Моя Верхняя Пышма», «Богатства родного края», «Урал для школы»).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок
на защиту слабых («Шахматный клуб», « Юный каратист», «Самбо»).
Трудовая деятельность Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на развитие творческих способностей школьников,
воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду
•

19

(«Технология трудоустройства», «Умелые ручки», «Бумагопластика», «Резьба по
дереву».).
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
(«Робототехника», «3Д моделирование»).
3.2.3 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление «Совет представителей» в школе осуществляется
следующим образом.
На уровне школы:
• через деятельность выборного «Совета старшеклассников», создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы. «Совет старшеклассников» вправе исполнять
функции представительного органа, целью которого является учет мнения
учащихся при принятии локальных нормативных актов МАОУ «СОШ №3»,
затрагивающих их интересы. Решения «Совета старшеклассников» являются
правомочными, если на заседании присутствовало не менее двух третей
членов Совета старшеклассников и, если за него проголосовало простое
большинство от числа присутствующих членов указанного совета
старшеклассников. Решения, принятые «Советом старшеклассников», в
обязательном порядке доводятся до членов всех классных коллективов;
• через «Совет представителей», который отвечает за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.;
• через деятельность «Совета представителей» распространяется значимая для
школьников информация и получение обратной связи от классных
коллективов;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: познавательные,
спортивные, трудовые, художественные, волонтёрские);
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии,
20

осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями, оформление классного уголка,
оформление классной летописи и т.п.
3.2.4.Модуль «Экскурсии и походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются как в рамках
Всероссийских проектов РДШ «Школьный музей» и «Прогулки по стране», так и
следующих видов и форм деятельности:
• ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
• регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных
классах их классными руководителями;
• выездные экскурсии в музей, на предприятия; на представления в кинотеатр,
драмтеатр.
3.2.5. Модуль «Школьные СМИ»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
• информационно-техническая
поддержка
школьных
мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
мероприятий;
• школьная Интернет-группа - сообщество обучающихся и педагогов,
поддерживающее Интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной
организации в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности к образовательной организации, информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
21

площадки, на которой детьми, учителями и родителями (законными
представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы.
3.2.6. Модуль «Школьный музей»
Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным
ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта
поведения в соответствии с этими ценностями в образовательной организации во
многом способствуют материалы школьного музея. В работе музея используются
разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и
условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся.
Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты,
оформляют выставки фотографий, записывают воспоминания ветеранов, берут
интервью у жителей города, выпускников школы и т.д.
Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при этом
обучающиеся проживают различные социальные роли. Дети в группах создают
музейные экспедиции, готовят буклеты по различной тематике, составляют
путеводители по городу. Материалы музея широко используются при проведении
уроков, внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто прослушивают
информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом
пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия
становятся наиболее запоминающимися и результативными. В совместной
деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается школьная символика,
которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных
торжественных событий, закрепляются лучшие традиции.
Основными экспозиционными разделами школьного музея МАОУ «СОШ № 3»
«Быт и ремесла Урала», «Герои воинской славы», «Школа: вчера, сегодня,
завтра...», «Вспомни и поклонись: Казиханов С.М.», «У победы наши лица»,
«Полезные ископаемые Урала», «Трудовые династии учителей». Обучающиеся
школы принимают участие в организации выставок по основным темам «История
школы в лицах», «Предметы советского быта», «Была война. Была Победа».
Особое внимание в рамках деятельности школьного музея уделяется изучению
истории города, в соответствии с чем проектно - исследовательская деятельность
обучающихся, организуемая в рамках школьного музея, предполагает подготовку
учениками проектов и исследовательских работ по истории города.
3.2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной
организации обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка
22

осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
образовательной организации как:
• оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных
пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия;
• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать
свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной
организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
встречах с интересными людьми и т.п.);
• озеленение пришкольной территории;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее
ученикам проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
• создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн
школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой
как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации - во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни
школы знаковых событий;
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях
образовательной организации, ее традициях, правилах.
3.2.8. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность,
дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика
экстремизма и терроризма, профилактика распространения
инфекционных заболеваний»
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного
модуля, представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:

«Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования
толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;

Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение,
отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;

Реализация программ дополнительного образования направленных на
формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение
представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность
в соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании,
23

необходимости употребления в пищу продуктов, богатых витаминами, о
рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие
личности и способствующие совершению им правонарушений.
Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной
самооценки,
развитие
познавательной
и
нравственно-эстетической
и
патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии
коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления
проблем.
Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций
характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня
тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
Организация психокоррекционной работы.
Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах
безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности,
пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в
большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников
является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса
воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в
разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности.
РАЗДЕЛ 4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
24

экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников - это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса следующие.
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития
школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов
на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить
за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие
новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и
их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании
методического
объединения
классных
руководителей
или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
25

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством проводимых мероприятий (КТД и т.д.) в рамках РДШ;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками
педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности
представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня
воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики
позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса
воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов
разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он включает в себя
представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической
деятельности:
Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
Модуль
3.1.1.

3.1.2.

3.1.3.

3.1.4.

Показатель качества
Качество совместной
деятельности классных
руководителей и их классов

Критерий
Анализ динамики отзывов
родителей (письменных)

Ответственный
Классный руководитель

Качество воспитательной
работы классных
руководителей

Динамика показателей
отчета классного
руководителя по
установленной форме
(мониторинг)
Анализ динамики
результатов поведения и
активности учащихся на
уроках (справка)
Мониторинг участия
(справка)

Заместитель директора,
классные руководители

Мониторинг участия

Руководитель
структурного
подразделения научно
- методической
работы, заместитель
директора по ВР
Классный руководитель

Качество реализации
личностно развивающего
потенциала школьных
уроков
Качество проводимых
мероприятий (ДЕД, КТД и
т.д.) в рамках РДШ
Качество
профориентационной
работы школы

3.1.5.

Качество взаимодействия
школы и семей
обучающихся

3.2.1.

Качество проводимых
общешкольных ключевых
дел
Качество организуемой в
школе внеурочной

3.2.2.

Анализ динамики охвата
детей/родителей и
результативности
проведенных совместных
мероприятий
Анализ динамики
результатов анкетирования
участников
Анализ динамики
результатов внеурочной
26

Заместитель директора
по УВР, ВР
Заместитель директора

Заместитель директора,
члены «Совета
представителей»
Руководитель
структурного

деятельности
3.2.3

Качество существующего в
школе детского
самоуправления

3.2.4.

Качество организуемых
походов, экскурсий

3.2.5.

Качество работы школьных
СМИ

3.2.6.

Качество работы школьного
музея

3.2.7.

Качество
воспитывающего влияния
на обучающихся
предметно-эстетической
среды

деятельности (творческие
отчеты)
Анализ динамики
продуктивной активности
обучающихся в
жизнедеятельности класса
(школы)
Динамика результатов
приобретённого
социального опыта
(творческие отчеты)
Анализ динамики развития
коммуникативной культуры
обучающихся (справка)
Мониторинг
индивидуального и
группового участия
обучающихся в создании
экспозиций (справка)
Участие в школьных
акциях, сохранность
среды (справка)

27

подразделения научно
- методическойработы
Классный руководитель

Классный
руководитель,
родители
Руководитель
структурного
подразделения научно
- методическойработы
Библиотекарь, классный
руководитель

Руководитель
структурного
Подразделения,
заместитель директора по
хозяйственной части


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».