Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Верхняя Пышма РАССМОТРЕНО педагогическим советом МАОУ «СОШ № 3» протокол № 1 от 30 августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ «СОШ № 3» Шингарова Т.В. приказ № 5/1 от 30 августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебноисследовательской деятельности в МАОУ «СОШ № 3» (далее – Положение, Школа) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ обучающихся. 1.2. Настоящее положение разработано на основе: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413; Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; • Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; • Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371; • устава школы. 1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – УИПД) является обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования. 1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. 1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. 1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования. 1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы, осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года. 1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут быть групповыми и индивидуальными. 1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы. 1.11. Учителя-предметники курируют проектную и учебноисследовательскую деятельность обучающихся по своим предметам. 1.12. Классные руководители осуществляют контроль по выбору темы и руководителя проекта, контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости). 2. Цель и задачи организации УИПД 2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и метапредметных. 2.2. Задачи: • Формирование у обучающихся навыков: • определения проблематики; • целеполагания; • планирования деятельности; • сбора и обработки информации, выбора материалов; • публичного выступления; • позитивного отношения к деятельности. Формирование у обучающихся умений: • коммуникационных; • презентационных; • рефлексивно-оценочных. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся. Формирование ключевых компетентностей обучающихся: • социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей; • коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым; • предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры; • организаторской – способности освоения управленческой позиции; • исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать материал. 3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего образования 3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования может осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности. 3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности педагоги Школы используют: • типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; • метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение обучающимися таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; • домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени. 3.3. При организации УИПД во внеурочной деятельности разрабатывается и утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводи- мые учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по курсу. 3.4. На внеурочных занятиях педагоги Школы используют такие виды организации деятельности: • исследовательскую практику обучающихся; • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в том числе исследовательского характера; • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дающие большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; • научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими образовательными организациями; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 3.5. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности. 3.6. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научно-практической конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) обучающегося и администрацией Школы. 4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект 4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 4.2. Обучающиеся 11-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным. 4.3. Обучающиеся 9-х классов выполняют итоговый проект индивидуально, либо группой из 2-х человек. Выполнение итогового проекта обязательно и является одним из условий допуска к итоговой аттестации обучающихся 9-х классов. 4.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. 4.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. 4.6. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546. 4.7. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546. 4.8. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. 4.9. Виды проектов: В 5–9-х классах: • информационный проект; • творческий проект; • исследовательский проект; • технический проект. В 10–11-х классах: • творческий проект; • инженерный проект; • социальный проект; • исследовательский проект; • экономический проект (бизнес-проект). Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. Инженерный проект представляет собой проект с инженернотехническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 4.10. Результатом проекта является одна из следующих работ: • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; • отчетные материалы по социальному проекту. 4.11. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы. 4.12. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы. 5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. 5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету (не менее двух). 5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема проекта обучающегося. 5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 ноября текущего учебного года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся. 5.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебно-исследовательскую деятельность. 5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы для 9 и 11 классов: Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года: • определение темы проекта; • разработка плана реализации проекта. Основной этап – октябрь–декабрь текущего учебного года: • поиск и анализ необходимой литературы; • согласование с руководителем рабочих материалов; • апробация метода исследования; • проведение исследования; • редактирование и оформление текстовой части; • оформление презентации; • промежуточная защита, корректировка (при необходимости). Заключительный этап – декабрь текущего учебного года: • подготовка выступления; • защита проекта, оценка результата, рефлексия. 5.6. Защитить итоговый индивидуальный проект обучающиеся могут начиная с 8 и 10 классов. 5.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися осуществляется перед экспертной комиссией. 5.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального проекта обучающимися 9-х и 11-х классов, включаются: • выносимый на защиту продукт проектной деятельности; • печатная проектная работа; • мультимедийная презентация проекта; • лист оценивания руководителем проектной и учебноисследовательской деятельности. 5.9. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 5.10. Один раз в год согласно плану работы Школы проводится общешкольная научно-практическая конференция, на которой представляются лучшие проекты обучающихся. 5.11. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, пишут проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем. 6. Требования к оформлению проектов обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. 6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы. Первый лист – титульный: Титульная страница должна содержать: фамилию, имя, отчество, регион, город, название образовательной организации (школы); тему проекта; фамилию, имя, отчество научного руководителя (при наличии), направление проекта. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов суказанием номеров страниц, на которых размещается материал). Далее - Введение (объем: 1-2 страницы) Введение включает: • обоснование актуальности темы; • формулировку проблемы (предмета) исследования и название проектного продукта; • определение цели и задач; • краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса; • характеристику личного вклада каждого автора в изучение и решение избранной проблемы, создание проектного продукта), в чем заключается значимость полученных результатов. Глава 1. Теория (объем: 3-5 страниц) (анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов): • описание рассматриваемых фактов теории по выбранной теме проекта суказанием ссылок на библиографический список [ ]; • характеристику методов решения проблемы, которые уже существуют поданной проблеме (факты искать в Интернете); • сравнение известных автору методов решения (если идет выбор среди нескольких способов решения проблемы (или создания проектного продукта); • ВЫВОД по главе, с использованием оборота «Таким образом, ….») Глава 2. Практика (объем: 3-5 страниц) • описание способа решения проблемы (создания проектного продукта); • обоснование выбранного варианта решения (новизна, оригинальность, эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость); • экономическое обоснование стоимости проектного продукта (сравнить выгоду или избыточность цены с существующими ценами на промышленном/производственном рынках) – не во всех проектах; • анализ экспериментальных данных, социологического опроса, описание проектируемого изделия (важно то, как и при каких условиях, некоторый продукт, может быть реализован); • ВЫВОД по главе, с использованием оборота «Таким образом, ….»). Глава 3. Исследование (объем: 3-5 страниц) – не во всех проектах • анализ вводных статистических данных по теме проекта; • описание способов проведения социологических опросов (текст и формапредъявления анкет выносится в Приложение); • анализ данных, полученных в ходе лабораторного исследования (наблюдения)или социологического опроса (по теме проекта); • ВЫВОД по главе, с использованием оборота «Таким образом, ….») • Заключение (объем: 1-2 страниц) • В заключении приводятся: • лаконичные и обобщенные выводы и результаты, полученные автором (взять последний абзац первой, второй, третьей главы); • направления дальнейших исследований (либо усовершенствования проектного продукта); • предложенияпо практическому использованию результатов исследования(создания проектного продукта). Библиографический список (объем: 1-2 страницы) В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором, пронумерованные, расположены в алфавитном порядке. (Оформление по ГОСТ 7.1-2003), например: На книгу: 1. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. М.: Университетская книга, 2004. – 770 с. На статью из журнала: 2. Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Проблемы управления. – 2003. – № 3. – С. 39 –48. На электронные ресурсы: Следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов [Электронный ресурс]. Электронный адрес и дату обращения к документу в сети Интернет приводят всегда. Дата обращения к документу – это дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен (формат: чч.мм.гггг). 3. Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. N 4. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 02.01.2022). Приложения. 6.2. Письменная часть работы выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не более 20 -30 страниц (без учета приложений). Формат файла: doc, docx; текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата, А 4 ориентация листа – книжная; параметры страницы (поля): верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см, левое – 2 см, правое – 1,5 см; шрифт – Times New Roman; размер – 14, интервал между строк – 1,5; интервал между букв – обычный (без разрядки и сжатия), не использовать принудительные переносы, лишние пробелы между словами; выравнивание текста по ширине; отступ абзаца на 1,25 (без использования табуляции или пробела); названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом; нумерация страниц внизу справа; приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их использования (в правом верхнем углу, например, Приложение1); ссылки на издания из списка литературы оформляются в тексте проекта квадратными скобками [ ]; обозначение века (XIX – римскими цифрами); года (1812 – арабскими) безприставленных окончаний «-го», «-му» и т. д. начертание кавычек: « », внутри цитаты – “ ” (перейти на латиницу). оригинальность текста: не менее 55% (по итогам проверки на антиплагиат). 7. Критерии оценивания проектов обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. 7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям: Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. Экспертная комиссия оценивает уровень исследовательской работы в соответствии с критериями оценивания (приложение 1). 7.3. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите. 7.4. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне в ОО проект автоматически засчитывается с предоставлением подтверждающих документов. Приложение 1 Критерии оценивания отдельных этапов проекта для обучающихся 9 - 11 классов Оценка содержательной части проекта: 1. Выбор темы При выборе темы учитывается: • Актуальность и важность темы; • Научно-теоретическое и практическое значение; • Степень освещенности данного вопроса в литературе. 2. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. 3. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 4. Планирование, определение последовательности и сроков работ; 5. Проведение проектных работ или исследования; Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. 6. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. 7. Представление результатов в соответствующем использованию виде; 8. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность; 9. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Оценка содержательной части проекта в баллах: Напротив каждого критерия ставится оценочный балл, он исчисляется так: 3 балла – показатели критерия проявились максимально четко, грамотно, могут быть раскрыты сверх школьной программы; 2 балла – показатели критерия проявились в полной мере в рамках школьной программы, допустимы незначительные отклонения от требований; 1 балл – показатели критерия присутствуют частично; 0 баллов – показатели критерия отсутствуют. Итого 9 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта. Критерии оценки содержательной части проекта: № Критерий Оценка (в баллах) 1. Глубина раскрытия темы проекта 2. Соответствие требованиям оформления письменной части 3. Качество проектного продукта 1 – тема проекта не раскрыта; 2 – тема проекта раскрыта фрагментарно; 3 – тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. 4 – тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. 0 – письменная часть проекта отсутствует; 1 – в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении; 2 – предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру; 3 – работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, библиографии, приложения). 1 – проектный продукт отсутствует; 2 – проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленной цели); 3 – продукт не полностью соответствует требованиям качества; 4 – продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной цели). Критерии оценки защиты проекта: № Критерий 1. Качество проведени я презентаци и 2. Использовани е демонстрацио нного материала Оценка (в баллах) – презентация не проведена; – материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию; 3 – автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента; 4 – автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент. 0 – демонстрационный материал отсутствует; 1 – представленный демонстрационный материал не используется в выступлении; 2 – представленный демонстрационный материал используется в выступлении частично; 3 – представленный демонстрационный материал используется в выступлении, информативен, автор свободно в нем ориентируется. 1 2 3. Оформление демонстрацио нного материала 1 2 3 4 4. Ответы на вопросы 1 2 3 – демонстрационный материал отсутствует; – представлен плохо оформленный демонстрационный материал; – демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть недостатки; – качество и эстетичность демонстрационного материала оформлены хорошо. – нет четкости ответов на большинство вопросов; – даны ответы на большинство вопросов убедительно, аргументированно; – ответы на все вопросы даны убедительно, аргументированно. Итого 15 баллов - максимальное число за защиту индивидуального проекта. Итоговый максимальный балл за содержание и защиту проекта – 24 балла. Перевод в отметку для 11 класса: 24 - 22 баллов – отлично; 21 - 17 баллов – хорошо; 16 - 12 баллов – удовлетворительно; 11 баллов и менее – неудовлетворительно. Для обучающихся 9 классов зачет ставится от 12 баллов В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. 8. Функциональные обязанности участников УИПД 8.1. Функции администрации Школы включают: • разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и исследовательским работам обучающихся; • определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности; • обеспечение материально-технической базы для УИПД; • осуществление общего контроля УИПД; • определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться УИПД; • согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ; • координация межпредметных связей в рамках УИПД. 8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися УИПД, и выполняют следующие функции: • проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и исследовательских работ; • руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования; • осуществление методической поддержки проектной деятельности; • планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода; поэтапное отслеживание результатов УИПД; • информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения; • организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов; • контроль за внешкольной УИПД обучающихся; • участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции. 8.3. Функции библиотекаря Школы: • участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся; • обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе УИПД. 8.4. Функции педагога-психолога: • диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД; • оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами; • индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов. •