Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» (МАОУ «СОШ № 3») СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МАОУ «СОШ № 3» протокол от 02.09.2024 № 2 УТВЕРЖДЕНО приказом МАОУ «СОШ № 3» от 03.09.2024 № 18/1 Директор МАОУ «СОШ № 3» ______________Т.В. Шингарова Положение о мониторинге качества образования организации, на уровне основного и среднего общего образования 1. Общие положения 1.1. Положение о мониторинге качества образования организации, на уровне основного и среднего общего образования (далее – Положение; ОО), разработано в соответствии: • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 31.05.2021 № 287; • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; • Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 (далее – ФОП ООО); • Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 (далее – ФОП СОО); • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; • уставом ОО; • локальными нормативными актами ОО. 1.2. В Положении учтены действующие в России система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования; национальные исследования качества образования и международные сопоставительные исследования качества образования. 1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия: - Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. - Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; - Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. - Мониторинг качества образования – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности системы образования, обеспечивающая непрерывное пролонгированное отслеживание ее состояния в целях выявления соответствия (или несоответствия) ее развития и функционирования заданным целям и своевременного принятия объективных управленческих решений по коррекции образовательной деятельности и созданных для нее условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. - Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона № ФЗ-273). 1.4. Мониторинг представляет собой часть ВСОКО. Это непрерывное наблюдение за фактическим состоянием педагогической системы ОО для анализа происходящих в ней изменений, выявления факторов, которые влияют на достижение качества образования и принятие обоснованных управленческих решений. 1.5. В соответствии с настоящим Положением в Учреждении осуществляется внутренняя оценка качества реализации следующих образовательных программ и их результатов: - образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования; - адаптированные основные общеобразовательные программы; - дополнительные общеобразовательные программы. 2. Цель и задачи, объекты и субъекты мониторинга • 2.1. Целью внутренней оценки качества реализации образовательных программ и их результатов является повышение качества реализации образовательных программ. 2.2. Задачами внутренней оценки качества реализации образовательных программ и их результатов является: - формирование системы аналитических показателей/критериев, позволяющей эффективно реализовывать цель оценки качества образовательных программ; - определение степени соответствия, условий осуществления образовательного процесса установленным требованиям; - обеспечение качественного образования; - определение соответствия образовательного процесса установленным нормативным требованиям; - определение степени соответствия образовательных программ запросам основных потребителей образовательных услуг; - выявление факторов, влияющих на качество и эффективность/неэффективность реализации образовательных программ; - предоставление всем потенциальным участникам образовательных отношений достоверной информации о качестве образовательных услуг в МАОУ «СОШ №3»; - прогнозирование развития образовательных услуг в МАОУ «СОШ №3»; - изучение состояния развития и эффективности деятельности МАОУ «СОШ №3»; 2.3. Объекты мониторинга: • образовательная деятельность – реализация ООП по уровням общего образования; • результаты освоения ООП, то есть образовательные результаты обучающихся; • образовательные ресурсы (кадровое, финансовое, материально-техническое, методическое обеспечение и др.). 2.4. В объектах мониторинга администрация и педагогический коллектив ОО выделяют компоненты, которые позволяют отследить выполнение требований ФГОС и ФОП по уровням общего образования, и ориентируются на основные направления качества образования (качество образовательных результатов обучающихся; качество реализации образовательной деятельности, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность). 2.5. Субъектами мониторинга выступают администрация и педагогические работники ОО. 2.6. Основными потребителями результатов мониторинга являются: администрация и педагогические работники ОО, обучающиеся и их родители (законные представители), представители общественности и др. 3. Внутренняя оценка качества реализации основных образовательных программ 3.1. Внутренняя оценка качества реализации основных образовательных программ является важнейшей частью системы оценки и управления качеством образования в МАОУ «СОШ №3». 3.2. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Процедуры внутренней оценка качества реализации основных образовательных программ включает: • входной контроль Для учащихся 5-11 классов в начале сентября проводится входной контроль, который позволяет оценить прочность освоения программного материала. Для входного контроля используются материалы итоговых работ за предыдущий класс по отдельным предметам. • текущий и тематический контроль Для отслеживания индивидуальной динамики освоения образовательной программы. • мониторинг сформированности УУД Задачи мониторинга сформированности УУД: - Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; - Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; - Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; -Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД ; - Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного школьного образования в условиях внедрения ФГОС. - Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД . • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся Для оценки успешности освоения образовательной программы в конце учебного года проводятся итоговые контрольные работы по отдельным предметам. По итогам промежуточной диагностики проводится анализ результатов обучения школьников. Результаты оценки качества образования по четвертям (полугодиям) и итогам учебного года обобщаются и хранятся в виде отчетов классных руководителей и заместителей директора. Анализ результатов оценки качества образования зачитывается на педагогических советах, классных и общешкольных родительских собраниях, при необходимости предоставляется в управление образования различного уровня. • стартовая диагностика Проводится в первый год изучения предмета и является основой для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. К внешним процедурам относятся: - государственная итоговая аттестация, - независимую оценку качества подготовки обучающихся; - мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней (ВПР, ДКР и другие исследования). Результаты оценки качества образования в сравнении за несколько (два и более) лет составляют основу публичного доклада директора школы, доводятся до учителей, родителей через родительские собрания и, при необходимости, специалистам управления образования и службы по контролю за качеством образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в Учреждении реализуются системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. 4. Организация внутренней оценки качества реализации образовательных программ МАОУ «СОШ №3» при проведении внутренней оценки качества реализации образовательных программ: - проводит необходимые оценочные процедуры, на основе утверждённых в Учреждении показателей; - обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование результатов для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования; - накапливает полученную информацию с участием классных руководителей, учителей- предметников и заместителей директора с целью планирования дальнейшей работы по коррекции и развитию учебной деятельности обучающихся. Данная информация может быть предоставлена родителям (законным представителям) по их требованию. В качестве источников данных для оценки внутренней оценки качества реализации образовательных программ используются/могут использоваться данные, полученные следующими методами: - мониторинговые исследования, проводимые в образовательной организации; - наблюдение; - анализ отчетов о самообследовании; - изучение документов; - посещение уроков; - анкетирование; - тестирование; - беседа; - опросы; - иные методы. Внутренняя оценка качества образовательных программ проводится в отношении: - соответствия результатов освоения образовательных программ заявленным целям и планируемым результатам обучения; - соответствия структуры, содержания и условий реализации образовательных программ установленным законодательством требованиям к структуре, содержанию, порядку и условиям реализации образовательных программ; - способности МАОУ «СОШ №3» результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг в сфере общего образования. Результаты внутренней оценки качества образовательных программ оформляются ответственным лицом в виде аналитической справки, справки о результатах мониторинга. Итоговый материал содержит констатацию фактов, состояние и динамику развития образовательных услуг в сфере общего образования, анализ результатов, выводы, предложения по улучшению и доработке образовательных программ и/или условий их реализации. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения руководителем Учреждения. 5.2. Руководитель Учреждения несёт ответственность за проведение в образова- тельной организации внутренней оценки качества реализации образовательных программ и их результатов в соответствии с законодательством. 5.3. Приказом руководителя Учреждения в Образовательной организации назначается ответственное лицо за организацию работы по соблюдению настоящего Положения. 5.4. Все сотрудники Учреждения несут ответственность за соблюдение настоящего Положения в соответствии с законодательством.