занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом 2 3 4 5 Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях Индивидуальные консультации родителей (раз в четверть, по запросу родителей) договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией; участие родителей 3в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях; выбор единых приемов и подходов; домашнее визитирование ведение дневника наблюдений (краткие записи); информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; Привлечение родителей к планированию мероприятий; поощрение активности родителей 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в 61 действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части: I – обязательная часть, включает: шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом; II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. В прилагаемых таблицах представлен примерный годовой и недельный учебный план для варианта II общего образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитанный на 13-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 12 классы). Годовой учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) – 4 классы Количество часов в неделю Предметные области Классы Учебные I доп. 62 I II III Всего IV предметы 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир I. Обязательная часть 1.1 Речь и альтернативная 99 102 коммуникация 2.1.Математические 66 68 представления 3.1 Окружающий 66 68 природный мир 3.2 Человек 99 102 3.3 Домоводство 102 68 68 439 68 68 68 338 68 68 68 338 102 68 68 439 - - - 102 102 204 33 34 34 68 68 237 4. Искусство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1 Музыка и движение 66 68 68 68 68 338 99 102 102 102 102 507 5. Физическая культура 4.2 Изобразительная деятельность 5.1 Адаптивная физкультура 66 68 68 68 68 338 6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - - 7. Коррекционно-развивающие занятия 66 68 68 68 68 338 Итого 660 680 680 748 748 3 516 748 3 516 IV 102 102 68 68 340 204/ 510/ Всего 507 507 338 338 1 690 1 014/ 2 535/ 1 292/ 1 598/ 6 220/ 7 741/ Максимально допустимая недельная 660 680 680 748 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы I доп. I II III 1. Сенсорное развитие 99 102 102 102 2. Предметно-практические действия 99 102 102 102 3. Двигательное развитие 66 68 68 68 4. Альтернативная коммуникация 66 68 68 68 Итого коррекционные курсы 330 340 340 340 Внеурочная деятельность 5 дней 198/ 204/ 204/ 204/ 5 дней + продленный день 495/ 510/ 510/ 510/ Всего к финансированию: 5 дней 5 дней + продленный день - 1 188/ 1 485/ 1 224/ 1 530/ 1 224/ 1 530/ 1 292/ 1 598/ Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (дополнительный) – 4 классы Количество часов в неделю Предметные области Классы Учебные 63 I I II III Всего IV предметы 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир доп. I. Обязательная часть 1.1 Речь и альтернативная 3 3 коммуникация 2.1.Математические 2 2 представления 3.1 Окружающий 2 2 природный мир 3.2 Человек 3 3 3 2 2 13 2 2 2 10 2 2 2 10 3 2 2 13 3.3 Домоводство - - - 3 3 6 1 1 1 2 2 7 4. Искусство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1 Музыка и движение 2 2 2 2 2 10 3 3 3 3 3 15 5. Физическая культура 4.2 Изобразительная деятельность 5.1 Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10 6. Технологии 6.1 Профильный труд - - - - - - 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 10 Итого 20 20 20 22 22 104 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 20 20 20 22 22 104 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы I I II III доп. 1. Сенсорное развитие 3 3 3 3 2. Предметно-практические действия 3 3 3 3 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 Итого коррекционные курсы 10 10 10 10 Внеурочная деятельность 5 дней 6/ 6/ 6/ 6/ 5 дней + продленный день 15/ 15/ 15/ 15/ IV Всего 3 3 2 2 10 6/ 15/ 15 15 10 10 50 30/ 75/ Всего к финансированию: 5 дней 5 дней + продленный день - 38/ 47/ 184/ 229/ 36/ 45/ 36/ 45/ 36/ 45/ 38/ 47/ Годовой учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 12 классы Предметные области Классы V VI Учебные 64 Количество часов в неделю VII VIII IX X XI XII Всего предметы I. Обязательная часть 68 68 68 68 68 68 68 68 544 68 68 68 68 68 68 68 34 510 68 68 68 68 68 68 68 - 476 68 34 34 34 - - - - 170 102 170 170 170 170 170 170 204 1 326 68 68 68 68 68 68 68 136 612 68 68 68 68 68 68 68 34 510 102 102 102 - - - - - 306 68 68 68 68 68 68 68 68 544 68 68 68 68 68 136 68 170 68 170 68 170 68 238 68 1 020 544 748 850 850 850 850 850 850 850 6 698 Максимально допустимая недельная 748 850 850 850 850 850 850 850 нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы V VI VII VIII IX X XI XII 6 698 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3.Окружающий мир 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1 Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая 5.1 Адаптивная культура физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд 7. Коррекционно-развивающие занятия Итого Всего 1. Сенсорное развитие 102 68 68 68 68 68 68 68 578 2. Предметнопрактические действия 3. Двигательное развитие 102 68 68 68 68 68 68 68 578 68 68 68 68 68 68 68 68 544 4. Альтернативная коммуникация Итого коррекционные курсы Внеурочная деятельность: 5 дней 5 дней + продлен. день Всего к финансированию 5 дней 5 дней + продлен. день - 68 68 68 68 68 68 68 68 544 340 272 272 272 272 272 272 272 2 244 204/ 510/ 272/ 510/ 272/ 510/ 272/ 510/ 272/ 510/ 272/ 510/ 272/ 510/ 272/ 510/ 2 108/ 4 080/ 1 292/ 1 598/ 1 394/ 1 632/ 1 394/ 1 632/ 1 394/ 1 632/ 1 394/ 1 632/ 1 394/ 1 632/ 1 394/ 1 632/ 1 394/ 1 632/ 11 050/ 13 022/ Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 – 12 классы Предметные области Классы V VI Учебные 65 Количество часов в неделю VII VIII IX X XI XII Всего предметы 1. Язык и речевая практика 2. Математика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2.1 Математические представления 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек I. Обязательная часть 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 1 15 2 2 2 2 2 2 2 - 14 2 1 1 1 - - - - 5 3 5 5 5 5 5 5 6 39 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая 5.1 Адаптивная культура физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 3 3 3 3 4 22 2 2 2 2 2 2 2 1 15 3 3 3 - - - - - 9 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 4 2 5 2 5 2 5 2 7 2 30 16 Итого 22 25 25 25 25 25 25 25 197 Максимально допустимая недельная 22 25 25 25 25 25 25 25 нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы V VI VII VIII IX X XI XII 197 3.Окружающий мир 3.3 Домоводство Всего 1. Сенсорное развитие 3 2 2 2 2 2 2 2 17 2. Предметно-практические действия 3 2 2 2 2 2 2 2 17 3. Двигательное развитие 2 2 2 2 2 2 2 2 16 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Итого коррекционные курсы 10 8 8 8 8 8 8 8 66 Внеурочная деятельность: 5 дней 5 дней + продленный день - 6/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 8/ 15/ 62/ 120/ Всего к финансированию 5 дней 5 дней + продленный день - 38/ 47/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 41/ 48/ 325/ 383/ При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося варьируется с учетом примерного учебного плана вариант 2 АООП. Составляется ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия 66 коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС). Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин. Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии/консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет образовательная организация. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет. Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения 5 дней. Обучение проходит в одну смену. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, колеблется в зависимости от количества учебных Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся в возрасте 7 лет (в 1 дополнительном классе) и 34 недели для обучающихся остальных 67 классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 доп. класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. 3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Условия получения образования обучающимися с умственной отсталостью включают систему требований к кадровому, финансово-экономическому и материальнотехническому обеспечению освоения обучающимися варианта 2 АООП образования. 3.2.1. Кадровые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы Образовательный процесс в МАОУ «СОШ №3» осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующее повышение квалификации. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса проводят входящие в штат МАОУ « СОШ №3» педагог-психолог, учитель-логопед, учитель – дефектолог. Уровни квалификации педагогических работников для каждой занимаемой должности соответствуют квалификационным характеристикам по соответствующим должностям. Педагогическими и руководящими работниками МАОУ « СОШ №3» укомплектовано в соответствии со штатным расписанием. Специалисты, участвующие в реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР, должны обладать следующими компетенциями: наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, к их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта; понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающимся; знание этиологии умственной отсталости, тяжелых и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с такими нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения обучающихся; наличие представлений о своеобразии психофизического развития обучающихся; понимание цели образования данной группы обучающихся как развития необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни; учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы; способность к разработке специальных индивидуальных программ развития, к адекватной оценке достижений в развитии и обучении обучающихся; наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения обучающихся с различным сочетанием первичных нарушений; активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты; 68