IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 50. Учебный план среднего общего образования МАОУ «СОШ № 3» 50.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. 50.2. Учебный план МАОУ «СОШ 3», реализующей образовательную программу среднего общего образования (далее – федеральный учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. 50.3. Учебный план: – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; – распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. 50.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, предоставляет возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий. 50.5. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 50.5.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 50.5.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: – увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; – введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; – другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. 50.6. В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках 740 которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). 50.7. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). 50.8. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. 50.9. В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов. 50.10. Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации. Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. 50.11. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. 50.12. Образовательная организация в 2023–2024 учебном году обеспечивает реализацию учебных планов профилей обучения: естественно-научного и социальноэкономического. 50.13. При реализации вариантов федерального учебного плана профильного класса количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. 50.14. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. 50.15. Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации. 50.16. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 3,5 часа. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего задания 741 учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. 50.17. В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией. 50.18. Для формирования учебного плана профиля необходимо: 1) Определить профиль обучения. 2) Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне. Включить в план не менее двух учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле. 3) Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами). 4) Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающихся. 5) Если суммарное число часов больше или равно минимальному числу часов, но меньше максимально допустимого (2516 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающихся. 50.19. Учебный план профилей. При проектировании учебного плана профиля был учтен тот факт, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). В предлагаемых вариантах примерных учебных планов профилей учебный предмет «Математика» (предметная область «Математика и информатика») представлен в виде трех учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». 50.19.1. Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и другие. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и дополнительные курсы преимущественно из предметных областей «Естественно-научные предметы». В учебном плане естественно-научного профиля МАОУ «СОШ № 3» на 2023–2024 учебный год предусмотрено изучение на углубленном уровне трех предметов: математики, биологии и химии. Часы части, формируемой участниками образовательного процесса, использованы для увеличения количества часов, преподаваемых на углубленном уровне. 742 Учебный план естественно-научного профиля Предметная область Учебный предмет Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература Иностранные языки Иностранный язык (английский) Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Естественно-научные Физика предметы Химия Биология Общественно-научные История предметы Обществознание География Физическая культура, Физическая культура основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Индивидуальный проект ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10–11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого Уровень 5-ти дневная неделя Количество часов в неделю 10 11 класс класс Б Б Б 2 3 3 2 3 3 У 4 4 У Б Б Б У У Б Б Б Б Б 3 1 1 2 3 3 2 2 1 2 1 3 1 1 2 3 3 2 2 1 2 1 1 34 1 34 34 34 34 34 34 34 2312 50.19.2. Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и другими. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы». В учебном плане социально-экономического профиля МАОУ «СОШ № 3» на 2023– 2024 учебный год предусмотрено изучение на углубленном уровне двух предметов: обществознания и географии. Часы части, формируемой участниками образовательного процесса, использованы для увеличения количества часов, преподаваемых на углубленном уровне. Кроме того учебный план дополнен курсом «Избранные вопросы истории», в содержании которого подробно рассматриваются вопросы, связанные с социально743 экономическим развитием Российского государства и вопросы Всеобщей истории в контексте данного профиля. Учебный план социально-экономического профиля Предметная область Учебный предмет Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература Иностранные языки Иностранный язык (английский язык) Второй иностранный язык (французский язык) Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Естественно-научные Физика предметы Химия Биология Общественно-научные История предметы Обществознание География Физическая культура, Физическая культура основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Индивидуальный проект ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Избранные вопросы истории Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Общая нагрузка за период обучения в 10 – 11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого Уровень 5-ти дневная неделя Количество часов в неделю 10 11 класс класс Б Б Б 2 3 3 2 3 3 Б 1 1 Б 2 2 Б Б Б Б Б Б Б У У Б Б 2 1 1 2 1 1 2 4 2 2 1 2 1 1 2 1 1 2 4 2 2 1 1 31 1 1 31 1 1 32 32 34 1 32 32 34 2176 51. Календарный учебный график. 51.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. В МАОУ «СОШ № 3» 5-дневная учебная неделя с учетом законодательства Российской Федерации. 51.2. Продолжительность учебного года при получении среднего общего образования составляет 34 недели. 744