Программа курса «Букваренок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО:
на Педагогическом совете
Протокол № 2 от 30 августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №3»
_______________Т.В. Шингарова
Приказ № 2 от 30 августа 2021г.

СТАРТОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Программа курса «Букварёнок»
(развитие фонематического слуха и речи)

Разработано
школьным методическим объединением
учителей начальных классов

г. Верхняя Пышма
2021 год

Пояснительная записка.
Обучение грамоте - важнейшее звено работы по русскому языку в начальных классах. Обучение грамоте - это прежде всего средство
приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования и мышления, и
развития речи.
Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной
подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются недостатки в речи, не все дети в
одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов.
Именно эту проблему и постарается разрешить учитель, ведущий подготовительные занятия.
Все задачи, стоящие во время подготовки детей к школе могут быть сформированы следующим образом:
а) развитее фонематического и речевого слуха учащихся;
б) обучение различию гласных, согласных звуков;
в) знакомство со зрительными образами букв;
г) развитие речи, обогащение и активизация словарного запаса, формирование умения правильно выражать свои мысли словесно;
д) систематизация и обогащение знаний по окружающему миру.
Обучение чтению и письму может эффективно осуществлять только на правильных произносимых детьми звуках и словах, поэтому уже в
подготовительный период целесообразно выявите имеющиеся у части детей недочеты в различении на слух и произношении на слух отдельных
звуков.
Этим также занимается учитель в период подготовительных занятий. Своевременно выявленные отклонения могут быть устроены при
помощи специалистов.
В период подготовки дети должны практически освоить деление речи на предложения и предложений на слова. Поэтому целесообразно
на занятиях соблюдать аналитическую цепь: речь - предложение - слово - слог - звук
Анализ звуковой структуры слова может и должен осуществляться на нескольких уровнях в зависимости от поставленной задачи:
выделение звука - эталона, определение места звука в слове, установление количества звуков в слове и их последовательности, выявление
соотношения между звуком и буквой.
Еще К.Д.Ушинский считал не только возможным, но и полезным при обучении грамоте дать звук как в слове или слоге, так и в
изолированном произношении.
С.П.Редозубов, характеризуя приемы анализа, подчеркивал роль такого приема, как подбор учителем слов, которых выделяемый звук в
наименьшей степени связан с другими звуками слова.
При обучении чтению дети овладевают учреждающим синтезом: понимают, что нельзя прочитать слово, лишь называя одну букву за
другой, необходимо, забегая вперед, обязательно видеть как минимум две буквы, осмысливая, обозначением гласного или согласного звука
является каждая из них, а также фиксируя их соположение, отражающее последовательность звуков.
Наряду с овладением навыками чтения дети овладевают определенными умениями в области устной речи. К ним относятся:
 умение объяснить значение слов;
 умение отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа или картинки;
 умение пересказать небольшой рассказ, услышанный от взрослого;
 умение рассказать о погоде за день, о своих осенних наблюдениях за неделю, за месяц;



умение составить предложения, небольшой рассказ.

К концу занятий дети должны:
 хорошо владеть понятиями "слова", "звук", "буква", "предложение", записывать их графически;
 различать гласные и согласные звуки, выделять их находить место в словах;
 правильно ставить ударение в знакомых словах;
 делить слова на слоги;
 уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце ( ? ! . ) ;
 проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Тематическое планирование
Тема занятия

Деятельность
обучающихся

Содержание курса

1. Речь. Устная и
письменная.

Знакомство с видами
речи и что такое речь.
Устная и письменная
речь.

Познакомить с ролью
речи в жизни людей, с
основными
требованиями к
правильной речи

Ценность речи в
жизни человека.
Правила красивой
речи

Составления правил
красивой речи

2.Виды речи.

Знакомство с
перелётными и
зимующими птицами.
Понятие
«предложение»

Продолжить
закреплять знания
детей о видах речи,
используя русские
народные сказки.

3.Слово

Понятие «слово», как
часть предложения, его
лексическое значение

Составление карточек в
нужной
последовательности с
изображением сюжетов
сказки « Колобок».
Зарисовка аншлагов к
сказке «Колобок» на
новый лад.
Игра « наоборот
Произношение слов с
различной гром костью

4. Предложение.

Понятие
«Предложение», счёт
слов в предложении

Развитие речи,
памяти, внимания.
Учить произносить
слова громко или
тихо.
Учить составлять
предложения из слов,
составлять схему
предложения

Развивать и
активизировать
словарь детей,
логическое
мышление,
воспитывать любовь и
бережное отношение
к живой природе.
Обогащение
словарного запаса

Пополнение
словарного запаса
через загадки.

Штриховка дерева,
составление
предложений и схем к
ним

Инструментарий
Сказка « Невидимка»»
Правила красивой речи:
1) правильно строй
предложение
2) Не торопись. Говори
чётко, не глотай слова.
3) Не кричи, но и не
говори очень тихо.
4) Говори выразительно:
выделяй голосом
главные слова, делай
паузу
5) Не употребляй слова паразиты.
Сказка «Репка». Аншлаги.
Сказка « Колобок»
(карточки) Сказка на новый
лад.
Аншлаги к сказке
« Колобок на новый лад»
Игра « Летает - не летает»
Напечатанное предложение
(аншлаги из отдельных
слов)
Картина « Зимний лес»
Трафарет дерева

5. Предложение

Понятия:
«предложение»,
«интонация», «точка»

6.Слоговой состав
слова

Понятия: «слово»,
«слог»

7.Слоговой состав
слова.

Учить детей
чувствовать и
понимать
интонационную
законченность
предложения
Учить определять
животное по данному
описанию

Привитие любви к
родному языку

Построение
предложений и схем
предложений, Игра
«Бывает- не бывает»

Картинки деревьев разного
времени года, аншлаги
«декабрь», «январь»,
«февраль».

Использование
прилагательных в
речи

Штриховка трафарета
лисы Игра «Добавь
слог»

Картинки: лиса, заяц,
ворона Трафареты лисы

Понятие «слог»,
гласные и согласные
звуки

Учить делить слова на
слоги, вычленять в
каждом слоге звуки

Пополнение
словарного запаса

Штриховка трафарета
лягушки

8. Звуки в речи

Звуки гласные и
согласные

Учить звуковому
анализу

Развитие речевого
языка

Игра «Головоломки»,
звуковой анализ слов

Картинки: лягушка, аист.
Трафарет лягушки,
разноцветные фишки для
обозначения звуков. Сказка
о звуках
Сказка «Заблудившиеся
звуки»

9-10. Гласные и
согласные звуки и
буквы.
Фрукты. Овощи.
Загадки про
овощи, фрукты.
11-12.Гласные и
согласные звуки.
Посуда

Знакомство с
разновидностью
фруктов, овощей.

Развивать
фонематический слух
детей, речь,
мышление.

Обогащение
словаря

Штриховка трафарета
(яблоко, помидор)

Трафарет яблоко, помидор

Понятия: гласные и
согласные звуки Вид
посуды, материал.

Учить детей решать
противоречия

Штриховка трафарета
вазы
Игра « Кто больше»

Трафареты посуды
Сказка « Федорино горе»

1314.Предложение.
Звуки. На что
похоже.

Схематический
рисунок

Развитие творчества,
опираясь на
жизненный опыт
детей

Составление
рисунков

Схематические рисунки:

15-16. Звуки.
Зимушка
хрустальная.
В гостях у
витаминов.

Месяцы зимы,
признаки зимы.
Прошлое и настоящее.

Знакомство с
предметами
ближайшего
окружения
Создание в
воображении детей
образов на основе
схематических
рисунков
Развивать речь,
память, творческое
воображение и
логическое
мышление.

Развитие фантазии и
воображения.

Составление
схематических
рисунков

Карточки с временами года,
макет телевизора.
Геометрические фигуры
разного цвета

17.3аколдованная Транспорт: машина,
страна.
поезд, пароход, самолёт
Транспорт
Сигналы
светофора.
Рисование узоров
на основе круга.
гигиена
18.Конкурс
красоты.
Профессии людей.

19. Дикие и
домашние
животные.

Дикие и домашние
животные: место их
обитания, признаки

20. В стране слов
и слогов.
Игра путешествие

Развивать чувства
товарищества, умение
отвечать на
поставленные вопросы
сообща

Знание видов
транспорта, отвечать
на вопросы
распространёнными
предложениями

Умение понимать и
выполнять
поставленную задачу

Формировать навык
самоконтроля и
самооценки

Картинки с разным видом
транспорта

Развитие
гигиенических
представлений.
Формировать
навыки
самоконтроля и
самооценки
Знание о домашних и
диких животных,
отвечать на вопросы
распространёнными
предложениями

Понимать учебную
задачу и выполнять
самостоятельно.

Штриховки трафаретов
утят

Сказка « Мойдодыр»
Трафареты утят

Понимать учебную
задачу и выполнять
самостоятельно.

Штриховки трафаретов
коровы, белки

Сказки о животных

Обогащение словаря

Работа в группах,
путешествие по
путеводному паспорту

Путеводный паспорт,
аншлаги названий станций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».