Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом совете Протокол № 2 от 30 августа 2021г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «СОШ №3» _______________Т.В. Шингарова Приказ № 2 от 30 августа 2021г. СТАРТОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Программа курса «Букварёнок» (развитие фонематического слуха и речи) Разработано школьным методическим объединением учителей начальных классов г. Верхняя Пышма 2021 год Пояснительная записка. Обучение грамоте - важнейшее звено работы по русскому языку в начальных классах. Обучение грамоте - это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования и мышления, и развития речи. Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются недостатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Именно эту проблему и постарается разрешить учитель, ведущий подготовительные занятия. Все задачи, стоящие во время подготовки детей к школе могут быть сформированы следующим образом: а) развитее фонематического и речевого слуха учащихся; б) обучение различию гласных, согласных звуков; в) знакомство со зрительными образами букв; г) развитие речи, обогащение и активизация словарного запаса, формирование умения правильно выражать свои мысли словесно; д) систематизация и обогащение знаний по окружающему миру. Обучение чтению и письму может эффективно осуществлять только на правильных произносимых детьми звуках и словах, поэтому уже в подготовительный период целесообразно выявите имеющиеся у части детей недочеты в различении на слух и произношении на слух отдельных звуков. Этим также занимается учитель в период подготовительных занятий. Своевременно выявленные отклонения могут быть устроены при помощи специалистов. В период подготовки дети должны практически освоить деление речи на предложения и предложений на слова. Поэтому целесообразно на занятиях соблюдать аналитическую цепь: речь - предложение - слово - слог - звук Анализ звуковой структуры слова может и должен осуществляться на нескольких уровнях в зависимости от поставленной задачи: выделение звука - эталона, определение места звука в слове, установление количества звуков в слове и их последовательности, выявление соотношения между звуком и буквой. Еще К.Д.Ушинский считал не только возможным, но и полезным при обучении грамоте дать звук как в слове или слоге, так и в изолированном произношении. С.П.Редозубов, характеризуя приемы анализа, подчеркивал роль такого приема, как подбор учителем слов, которых выделяемый звук в наименьшей степени связан с другими звуками слова. При обучении чтению дети овладевают учреждающим синтезом: понимают, что нельзя прочитать слово, лишь называя одну букву за другой, необходимо, забегая вперед, обязательно видеть как минимум две буквы, осмысливая, обозначением гласного или согласного звука является каждая из них, а также фиксируя их соположение, отражающее последовательность звуков. Наряду с овладением навыками чтения дети овладевают определенными умениями в области устной речи. К ним относятся: умение объяснить значение слов; умение отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа или картинки; умение пересказать небольшой рассказ, услышанный от взрослого; умение рассказать о погоде за день, о своих осенних наблюдениях за неделю, за месяц; умение составить предложения, небольшой рассказ. К концу занятий дети должны: хорошо владеть понятиями "слова", "звук", "буква", "предложение", записывать их графически; различать гласные и согласные звуки, выделять их находить место в словах; правильно ставить ударение в знакомых словах; делить слова на слоги; уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце ( ? ! . ) ; проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку. Тематическое планирование Тема занятия Деятельность обучающихся Содержание курса 1. Речь. Устная и письменная. Знакомство с видами речи и что такое речь. Устная и письменная речь. Познакомить с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи Ценность речи в жизни человека. Правила красивой речи Составления правил красивой речи 2.Виды речи. Знакомство с перелётными и зимующими птицами. Понятие «предложение» Продолжить закреплять знания детей о видах речи, используя русские народные сказки. 3.Слово Понятие «слово», как часть предложения, его лексическое значение Составление карточек в нужной последовательности с изображением сюжетов сказки « Колобок». Зарисовка аншлагов к сказке «Колобок» на новый лад. Игра « наоборот Произношение слов с различной гром костью 4. Предложение. Понятие «Предложение», счёт слов в предложении Развитие речи, памяти, внимания. Учить произносить слова громко или тихо. Учить составлять предложения из слов, составлять схему предложения Развивать и активизировать словарь детей, логическое мышление, воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе. Обогащение словарного запаса Пополнение словарного запаса через загадки. Штриховка дерева, составление предложений и схем к ним Инструментарий Сказка « Невидимка»» Правила красивой речи: 1) правильно строй предложение 2) Не торопись. Говори чётко, не глотай слова. 3) Не кричи, но и не говори очень тихо. 4) Говори выразительно: выделяй голосом главные слова, делай паузу 5) Не употребляй слова паразиты. Сказка «Репка». Аншлаги. Сказка « Колобок» (карточки) Сказка на новый лад. Аншлаги к сказке « Колобок на новый лад» Игра « Летает - не летает» Напечатанное предложение (аншлаги из отдельных слов) Картина « Зимний лес» Трафарет дерева 5. Предложение Понятия: «предложение», «интонация», «точка» 6.Слоговой состав слова Понятия: «слово», «слог» 7.Слоговой состав слова. Учить детей чувствовать и понимать интонационную законченность предложения Учить определять животное по данному описанию Привитие любви к родному языку Построение предложений и схем предложений, Игра «Бывает- не бывает» Картинки деревьев разного времени года, аншлаги «декабрь», «январь», «февраль». Использование прилагательных в речи Штриховка трафарета лисы Игра «Добавь слог» Картинки: лиса, заяц, ворона Трафареты лисы Понятие «слог», гласные и согласные звуки Учить делить слова на слоги, вычленять в каждом слоге звуки Пополнение словарного запаса Штриховка трафарета лягушки 8. Звуки в речи Звуки гласные и согласные Учить звуковому анализу Развитие речевого языка Игра «Головоломки», звуковой анализ слов Картинки: лягушка, аист. Трафарет лягушки, разноцветные фишки для обозначения звуков. Сказка о звуках Сказка «Заблудившиеся звуки» 9-10. Гласные и согласные звуки и буквы. Фрукты. Овощи. Загадки про овощи, фрукты. 11-12.Гласные и согласные звуки. Посуда Знакомство с разновидностью фруктов, овощей. Развивать фонематический слух детей, речь, мышление. Обогащение словаря Штриховка трафарета (яблоко, помидор) Трафарет яблоко, помидор Понятия: гласные и согласные звуки Вид посуды, материал. Учить детей решать противоречия Штриховка трафарета вазы Игра « Кто больше» Трафареты посуды Сказка « Федорино горе» 1314.Предложение. Звуки. На что похоже. Схематический рисунок Развитие творчества, опираясь на жизненный опыт детей Составление рисунков Схематические рисунки: 15-16. Звуки. Зимушка хрустальная. В гостях у витаминов. Месяцы зимы, признаки зимы. Прошлое и настоящее. Знакомство с предметами ближайшего окружения Создание в воображении детей образов на основе схематических рисунков Развивать речь, память, творческое воображение и логическое мышление. Развитие фантазии и воображения. Составление схематических рисунков Карточки с временами года, макет телевизора. Геометрические фигуры разного цвета 17.3аколдованная Транспорт: машина, страна. поезд, пароход, самолёт Транспорт Сигналы светофора. Рисование узоров на основе круга. гигиена 18.Конкурс красоты. Профессии людей. 19. Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные: место их обитания, признаки 20. В стране слов и слогов. Игра путешествие Развивать чувства товарищества, умение отвечать на поставленные вопросы сообща Знание видов транспорта, отвечать на вопросы распространёнными предложениями Умение понимать и выполнять поставленную задачу Формировать навык самоконтроля и самооценки Картинки с разным видом транспорта Развитие гигиенических представлений. Формировать навыки самоконтроля и самооценки Знание о домашних и диких животных, отвечать на вопросы распространёнными предложениями Понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно. Штриховки трафаретов утят Сказка « Мойдодыр» Трафареты утят Понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно. Штриховки трафаретов коровы, белки Сказки о животных Обогащение словаря Работа в группах, путешествие по путеводному паспорту Путеводный паспорт, аншлаги названий станций.