Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Согласовано Утверждаю На педагогическом совете Протокол № 2 от 30 августа 2021г. Директор МАОУ «СОШ №3» _____________ Т.В. Шингарова Приказ № 2 от 30 августа 2021г. Программа кружка «Занимательный русский язык» (1 – 4 класс) Разработано школьным методическим объединением учителей начальных классов г. Верхняя Пышма 2021 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В учении и в жизни устойчивый успех чаще всего у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Развитие речи ребенка – важная задача школы. Ведь человек, который не в ладу с правописанием, кто боится высказать свое мнение или написать письмо, заявление, неуютно чувствует себя среди грамотных людей. Программа кружка «Занимательный русский язык» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство. Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Форма проведения занятий разнообразна: КВН, викторины, разгадывание кроссвордов, сочинительство. Все это развивает у детей сообразительность, внимание, учит выдержке, настойчивости, развивает воображение. Кружок имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала. Программа кружка «Занимательный русский язык» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Цели кружка: - Обеспечить языковое развитие учащихся - Помочь овладеть им речевой деятельностью - Помочь овладеть основами грамматики - Показать детям, что художественный текст создан по законам языка Задачи кружка: - Через язык приобщить школьников к художественной культуре - Через язык развивать творческие возможности ребенка - Приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей - Обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся - Развить внимание и интерес к чтению - Уточнить и расширить представление детей об окружающем мире - Развить познавательные способности детей Структура кружка: 1. Этимология слова 2. Секреты орфографии 3. 4. 5. 6. Развитие речи Занимательный материал Словари Исторические справки Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык». 1-й класс № п/п 1 Тематическое планирование На что похожа буква? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Народное творчество Игра со словами. Содержание занятий Фонетическая зарядка. Штриховка букв. Составление букв из геометрических фигур. Кто внимательней? (выделение звука). Командные соревнования Сказка про буквы. Кто больше? Командные соревнования Любопытный (сказка на одну букву). Доскажи словечко (отгадки на одну букву). Буква потерялась. Кроссворды из слов, начинающихся с одной буквы. Анаграммы. Ребусы. «Веселые стихи» Бориса Заходера «Маленький» словарик (для слов, начинающихся на одну букву; крылатые слова, выражения, происхождение слов) Знакомство с жанрами устного народного творчества Загадки. Рисование загадок. Конкурс рисунков Чистоговорки. Командные соревнования. Скороговорки. Командные соревнования. Пословицы, поговорки на определенные темы. Командные соревнования. Инсценировка пословиц, поговорок. Командные соревнования. Считалки. Игра «Поиграем в прятки». Детские потешки. Школьные частушки. Превращение слов. Словесная лесенка. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Из одного слова – несколько. Слоговой аукцион. Закончи предложение (словом на определенную букву) Волшебная цепочка Слоговое лото Дополните слово Найди слово в слове Соревнование телефонистов Рифмуем слова. Послушай сказку, дружок. Итоговое занятие. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык». 2-й класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тематическое планирование Историческая страничка. Русский язык – какой он? Содержание занятий Появление устной и письменной речи. Как появился алфавит. Алфавиты разных языков Появление букв ять, ижица Древние письмена. Жили-были или тридесятое царство. Попробуем написать сказку (бытовую, приключенческую, на бытовую тему) Какие слова нам больше нужны? Художественные средства языка сказок. Язык и речь. Главное правило. Нарисуй мне письмо. Какая бывает речь? Потребность в речи. Где рождается речь? Откуда разные языки? Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо. Языки живые и мертвые. Кто такой полиглот? Ошибкоопасные места. Тайна фонемы. Игры с фонемами. Опасные согласные. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 На сцене гласные. Фонемы повелевают буквами. Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кит и кот». Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Где хранятся слова? Жизнь слова. Палиндромы - слова. Слова – «родственники». Не лезьте за словом в карман. Анаграммы. Из нарицательных в собственные. Омонимы- знакомство. Омофоны - знакомство. Омоформы - знакомство. Синонимы- знакомство. Антонимы - знакомство. Фразеологический зверинец. Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык». 3-й класс № п/п 1 Тематическое планирование Историческая страничка. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мир слов. Содержание занятий Кол-во часов Появление устной и письменной речи. Знакомство с историческими событиями о возникновении письменности. Первые книгопечатники. Знакомство с историческими событиями о первых книгопечатниках. Первые книги. Историзмы - знакомство. Слова – архаизмы Слова - неологизмы Нахождение слов в тексте. Еще слова. Найди сам. Помог словарик. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Литературная страничка. Развитие речи. Словари. В гости к русским сказкам. В гости приходят литературные герои. В гости в Скандинавию. В гости приходят литературные герои. Африканские сказки. В гости приходят литературные герои. Сказки народов Камчатки. В гости приходят литературные герои. Сказки народов мира. В гости приходят литературные герои. Продолжи текст. Вставь слово. Найди правильное слово. Редактирование текста. Начни текст. Что пропущено? Повторы. Орфографический словарь Фразеологический словарь. Толковый словарь. Этимологический словарь. Словарь синонимов. Словарь ударений. Тесты Айзенка Ребусы Кроссворды Анаграммы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык». 4-й класс № п/п 1 2 3 4 5 6 Тематическое планирование Порядок (части речи). Содержание занятий Как навести порядок. Части разные нужны, части разные важны. Как получше рассказать? Прилагательное – друг существительного. Как привести все в движение? Все происходит в разное время. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Типы текстов. Поиграем! Историческая страничка. Живая страничка. Зачем речи наречия? «Глокая куздра» Точка, точка, запятая. Что можно строить из абзацев? Что важно в тексте? Автор, текст, читатель. Учимся писать стихи. Рифмованные точки. Учимся писать сказки. Что такое театр. Спектакль. Мы артисты. Представление. Текст-описание. Попробуем сочинить. Текст – повествование. Попробуем сочинить. Текст – рассуждение. Попробуем сочинить. КВН. Литературная викторина. Чайнворд. Литературные герои в ребусах. Угадай меня. Объясни, кто я? В. Даль - биография Ожегов - биография Волк, медведь, заяц (происхождение слов) Игра «Умники, умницы» Список литературы: Архипова Е. Развитие речи. М. «Открытый мир». 1995. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М. «Просвещение». 1991. Грабыльникова Т. Мир синтаксиса. М. 1995. Граник Г.Г. Секрет орфографии. М.»Просвещение». 1991. Леонович Е.Н. Родная словесность. М. «Дидакт».1992. 6. Леонович Е.Н. Учимся говорить и писать. М. «Дидакт».1992. 1. 2. 3. 4. 5. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1