Развитие навыков внимания, памяти и мышления

12.04.2020

Уважаемые родители! Предлагаю вам несколько упражнений, систематическое выполнение которых поможет развитию внимания, памяти и мышления у младших школьников.

 

I. Запомни список

  1. Использовать первые буквы.
    Берем первые буквы названий предметов и придумываем словосочетание или предложение.
    Например: Картошка, Морковь, Помидоры = Как Мыть Посуду
    «Каждый Охотник Желает Знать…» — известный пример этого эффективного приема.
  1. Подобрать рифму или придумать стихотворение (песенку).
    Например: Кастрюля, Тарелка, Чашка =
    Кастрюлю моет Юля
    В тарелке лежит грелка
    Чашку гладит черепашка
    Чем нелепее и необычнее получится, тем проще запоминать. Главное — ритм.
  1. Придумать сюжет, задействовав предметы из списка в нужной последовательности.
    Например: Кот берет кастрюлю, достает оттуда макарошку, съедает. Далее тянется за тарелкой, она стоит на столе, падает…
    Нужно запомнить не столько слова из последовательности, сколько визуальный ряд, и представить происходящее как фильм или мультфильм.
  1. Найти взаимосвязь элементов последовательности.
    Например: кастрюля, чашка, ложка.
    Предметы расположены от большего объема емкости к меньшему.
 

II. Найди лишнее

Цель: найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Это задание не только развивает внимание и логику, но и учит аргументировать свое мнение.

Как выполнять: попросите ребенка рассмотреть предметы и порассуждать, можно ли их объединить в какую-то группу. Например, на картинке нарисованы скрипка, гитара, пианино, флейта и карандаш. Ребенок должен ответить: «Карандаш здесь лишний, потому что все остальное — это музыкальные инструменты».

Если слишком легко: спросите ребенка, какие предметы могут стоять в одном ряду с лишним и почему. Например, в случае с карандашом это могут быть школьные принадлежности: тетрадь, ручка, ластик и линейка.

Совет: Не забывайте уточнять, почему ребенок называет те или иные предметы. Сопровождайте обсуждение смешными жестами или шутками: «А можно сыграть песню на карандаше? Давай-ка попробуем! Что-то не получается…». Чем веселее будет процесс для ребенка, тем выше будет его мотивация.

 

III. Пара

  1. Для запоминания пар предметов можно связать предметы действием.
    Например: Бегемот-арбуз, Корова-мяч
    Бегемот уронил на ногу арбуз.
    Корова села на мяч и раздавила его.
  1. Связать предметы одной общей характеристикой:
    Бегемот и арбуз — тяжелые.
    Вымя коровы и мяч — круглые.
  1. Придумать историю по первым буквам слов предметов:
    Бегемот-арбуз, Корова-мяч.
    Белый аист красил мост.
 

IV. Посчитай количество

Цель: посчитать предметы определенного типа. Развивает внимание, память, аналитическое мышление и навыки счета.

Как выполнять: сначала спросите ребенка, какие предметы он видит на картинке, затем попросите посчитать отдельные группы предметов в соответствии с заданием. Считать нужно в уме: нельзя вычеркивать посчитанные предметы или водить по ним пальцем.

Если слишком сложно: первые несколько дней ребенок может помогать себе карандашом или пальцем.

Если слишком легко: усложните задание собственными вопросами. Например, если в задании нужно было посчитать отдельно яблоки, груши и огурцы, дополнительно попросите ребенка посчитать все круглые предметы или все зеленые.

Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)

02.jpg

 

V. Выдели по инструкции

Цель: найти ответ сразу на два вопроса — какой предмет выделить и каким способом это сделать. Задание тренирует внимание, логику, аналитическое и пространственное мышление.

Как выполнять: стройте и проверяйте гипотезы. Например, если нужно обвести в кружок самое маленькое животное, сначала обсудите с ребенком размер каждого зверя на картинке. «Допустим, самый маленький здесь зайчик. Давай проверим: зайчик меньше медведя? Меньше лягушки?» Как только проверите все предметы и убедитесь, какой из них нужно выделить, вернитесь к заданию и обратите внимание на способ выделения.

Если слишком легко: придумайте свои условия или способы выделения. Например, если исходное задание касается размера животных, можно добавить: «Всем, у кого есть шерсть, нарисуй бантик».

Совет: очень важно не торопиться и проверить все предметы, прежде чем выделять. Если же ребенок выделил неправильный предмет или перепутал способ выделения, ни в коем случае не ругайте его. Задавайте простые наводящие вопросы, чтобы он сам увидел, в чем ошибка. При работе с этим упражнением используйте карандаш, который легко стереть. Не допускайте, чтобы ребенок начал бояться ошибок — задания должны восприниматься им как увлекательная игра.

Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)

03.jpg

 

VI. Графический диктант

Цель: нарисовать изображение, следуя направлению, указанному в инструкции. Задание развивает внимание, пространственное мышление и мелкую моторику.

Как выполнять: попросите ребенка поставить карандаш на исходную точку, затем попросите его проговаривать каждый ход («Две клетки вверх, одна вниз…») и одновременно чертить линию в соответствии с тем, что он проговаривает.

Если слишком сложно: в первый раз можно вести руку ребенка, чтобы показать принцип выполнения задания.

Совет: в процессе выполнения стройте шуточные предположения и выводите ребенка на диалог: «Как думаешь, что это? Похоже на черепаху!» В конце обсудите получившуюся картинку, задайте дополнительные вопросы: «Что это такое? Зонтик? А зачем он нужен? Какие бывают зонтики?». Придумывайте веселые истории с получившимися предметами, чтобы в следующий раз ребенку было еще интереснее выполнять задание.Хочу такой сайт

Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)

3 клетки вправо, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 5 клеток вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.

04.jpg 


VII. Объедини предметы по общему признаку

Цель: отсортировать предметы по общим признакам и нарисовать их группами в соответствующих ячейках таблицы. Задание развивает логику, воображение и аналитические способности.

Как выполнять: обсудите с ребенком предметы, которые даны в задании: форму, цвет, размер, количество. Спросите, видит ли он здесь похожие предметы и чем они похожи. Затем предложите нарисовать все похожие предметы (например, все маленькие зеленые квадраты) в одной ячейке. Потом посмотрите на оставшиеся предметы и повторите процесс.

Если слишком легко: в задании может быть несколько вариантов решения, так как предметы можно объединять по разным признакам. Например, только по форме или только по размеру. Поэтому, когда ребенок справится с сортировкой, спросите его, как еще можно было распределить предметы. Также вы можете дорисовать еще несколько своих предметов и спросить, к какой группе из уже получившихся можно отнести их.

Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)

05.jpg

 

VIII. Найди и выдели

Цель: найти определенные предметы среди других и выделить их разными способами (подчеркнуть, обвести в кружок и т.д.) Задание тренирует внимание и мелкую моторику.

Как выполнять: попросите ребенка рассмотреть набор изображений и проговорить, что он видит на картинке. Затем предложите ему найти и выделить конкретный объект из задания, например обвести в кружок яблоко. Попросите найти все яблоки на картинке и выделить их кружками. Повторите со вторым объектом из задания.

Если слишком сложно: поначалу ищите только один предмет с самой простой характеристикой, например все яблоки. Используйте цветные карандаши и предложите ребенку самому выбрать любимый цвет — помните, что занятие обязательно должно быть ему в радость.

Если слишком легко: придумайте дополнительные характеристики (все предметы слева от цветочков и т.д.) и более сложные способы выделения (обвести в квадратик, в ромбик, подчеркнуть пунктиром и т.д.).

Пример упражнения этого типа (повышать или понижать сложность необходимо в зависимости от возраста и подготовки ребенка)

06.jpg

 

Удачи вам в выполнении заданий!

Роговая Наталья Анатольевна,

логопед МАОУ «СОШ № 3»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.06.2024

Дата обновления: 07.07.2024

Дата публикации: 12.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».