Как хорошо уметь читать!

10.02.2020

Мы живем в мире, где нас повсюду окружают буквы и слова: вывески, ссылки, инструкции, списки и титры. Кажется, сама внешняя среда подталкивает маленького человечка к стремлению как можно раньше научиться читать. Но если вашему ребенку чтение удается с трудом, не спешите его ругать за лень и невнимательность, возможно причина кроется в дислексии.

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций.

Конечно, ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах, но они довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, ошибки чтения являются стойкими и носят специфический характер.

Это могут быть:

  • Замены и смешения звуков при чтении (Цапля – Сапля, лЮбит – лУбит).
  • Побуквенное чтение — нарушения слияния звуков в слоги и слова (РАМА).
  • Искажения звуко-слоговой структуры слова: упранение (упражнение), колсо (колесо), снол (слон), масолет (самолет).
  • Аграмматизмы при чтении: много зеркалОВ, собачка стоит на кубикОВ и т.д.
  • Ошибки застревания и упреждения: «За Зомом росла МаМина.» «Под небом ЛоЛубым».
  • Перескакивание с одной строки на другую.
  • Неумение различать мягкость согласных: соЛЪить (солить).

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм.

Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы. Лучше всего своевременно обратиться к логопеду, а также самим заниматься с ребенком. 

Есть упражнения, которые вы можете выполнять с ребенком дома.

1. Чтение с пальцем.

Ребенку дается текст. Ребенок ставит палец, ВЫ начинаете читать. Задача ребенка только следить пальчиком за тем, что вы читаете, не отставая и не забегая вперед. Достаточно непросто на первых этапах. Можно хитрить: где-то ускорить темп, где-то замедлить.

2. Найди слова.

Предлагаются таблица и слова, ребенок отыскивает в таблице слоги, из которых состоит это слово.
02.jpg

3. Чтение скороговорок.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

  • Чтение глазами без артикуляции.
  • Чтение глазами с артикуляцией.
  • Чтение громко, но медленно.
  • Чтение громко и быстро: 3 раза — с каждым разом увеличивается темп чтения.

4. Чтение с наращиванием, подчеркиванием.

Текст разбивается на части. Каждая новая часть читается с повтором предыдущей. Когда ребенок начинает читать с наращиванием, то первое предложение идет с трудом, с натугой. Но уже со второй строчки ему легче, потому что идет повторение. Тогда ребенок успокаивается, потому что читается легко. И вот здесь происходит маленькое чудо. Его по инерции начинает заносить на следующую группу слов, и он их с легкостью прочитывает. Таким образом улучшается техника чтения.Хочу такой сайт

Почему подчеркнуты окончания? Это такая помета, которая заставляет ребенка сосредоточить свое внимание на концах слов, исправляется проблема угадывающего чтения.

  • Некоторые рыбы бьют током.
  • Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются
  • Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают
  • Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу.
  • Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает
  • Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат.

5. Чтение наоборот.

Предложение «Дети играют в мяч» читается так: «Чям в тюарги итед».

6. Чтение слов по половинке.

Ребенок читает слова или предложения наполовину закрытые.
03.jpg

7. Зачеркни букву.

Ежедневно в течение 5-10 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает определенные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в различении у ребенка имеются проблемы.

Желаю вам радостных и плодотворных занятий!

Роговая Наталья Анатольевна,

логопед МАОУ «СОШ № 3»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.06.2024

Дата обновления: 07.07.2024

Дата публикации: 10.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».