Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Верхняя Пышма

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАОУ «СОШ № 3»
протокол № 1
от 29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ «СОШ № 3»
__________Шингарова Т.В.
приказ № 2/2
от 30 августа 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебноисследовательской деятельности в МАОУ «СОШ № 3» (далее – Положение,
Школа) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности Школы, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных и исследовательских работ обучающихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 286;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 287;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от
06.10.2009 № 373;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от
17.12.2010 № 1897;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
17.05.2012 № 413;

Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
372;
 Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
370;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
 устава школы.
1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – УИПД) является обязательной составляющей образовательного процесса Школы, обеспечивающей достижение обучающимися планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования.
1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного
процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов,
сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих
способностей и логического мышления.
1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования.
1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса Школы,
осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года.
1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут быть групповыми и индивидуальными.
1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную,
метапредметную, межпредметную направленность.
1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему проектной или учебно-исследовательской работы.
1.11.
Учителя-предметники
курируют
проектную
и
учебноисследовательскую деятельность обучающихся по своим предметам.
1.12. Классные руководители осуществляют контроль по выбору темы и руководителя проекта, контроль за соблюдением сроков выполнения проектов
и учебно-исследовательских работ обучающимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости).
2. Цель и задачи организации УИПД
2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных,
предметных и метапредметных.
2.2. Задачи:


Формирование у обучающихся навыков:
 определения проблематики;
 целеполагания;
 планирования деятельности;
 сбора и обработки информации, выбора материалов;
 публичного выступления;
 позитивного отношения к деятельности.
Формирование у обучающихся умений:
 коммуникационных;
 презентационных;
 рефлексивно-оценочных.
Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся.
Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
 социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций
других людей;
 коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью
быть понятым;
 предметной – способности анализировать и действовать с позиции
отдельных областей человеческой культуры;
 организаторской – способности освоения управленческой позиции;
 исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать материал.
3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего образования
3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования может
осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности.
3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у обучающихся
навыков проектно-исследовательской деятельности педагоги Школы используют:
 типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок
– рассказ об ученых, урок – защиту исследовательских проектов,
урок-экспертизу, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
 метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение обучающимися таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
 домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных во времени.
3.3. При организации УИПД во внеурочной деятельности разрабатывается и
утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой
предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводи-

мые учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по курсу.
3.4. На внеурочных занятиях педагоги Школы используют такие виды организации деятельности:
 исследовательскую практику обучающихся;
 образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции
предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в том числе исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение
предмета, дающие большие возможности для реализации на них
учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
 научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности,
которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой
работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи
с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения
науки и образования, сотрудничество с другими образовательными
организациями;
 участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том
числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или
их элементов в рамках данных мероприятий.
3.5. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в
научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной
деятельности.
3.6. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на
научно-практической конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) обучающегося и администрацией Школы.
4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный
проект
4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий.
4.2. Обучающиеся 11-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным.

4.3. Обучающиеся 9-х классов выполняют итоговый проект индивидуально,
либо группой из 2-х человек. Выполнение итогового проекта обязательно и
является одним из условий допуска к итоговой аттестации обучающихся 9-х
классов.
4.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
4.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
4.6. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в аттестат об освоении основного общего образования
вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов
об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
4.7. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования
по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем
общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
4.8. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
4.9. Виды проектов:
В 5–9-х классах:
 информационный проект;
 творческий проект;
 исследовательский проект;
 технический проект.
В 10–11-х классах:
 творческий проект;
 инженерный проект;
 социальный проект;
 исследовательский проект;
 экономический проект (бизнес-проект).
Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то
объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ,
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической
части.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника

(участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить
постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм.
Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике.
Конструкторский проект предполагает создание материального объекта,
макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным
обоснованием его изготовления и применения.
Инженерный проект представляет собой проект с инженернотехническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с
описанием и научным обоснованием его применения.
4.10. Результатом проекта является одна из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый
доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной
анимации и др.;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту.
4.11. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов
выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
4.12. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо
виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования.
5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету (не менее двух).
5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с
которым связана тема проекта обучающегося.

5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен
или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 ноября текущего
учебного года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся.
5.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и
учебно-исследовательскую деятельность.
5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы
для 9 и 11 классов:
Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:
 определение темы проекта;
 разработка плана реализации проекта.
Основной этап – октябрь–декабрь текущего учебного года:
 поиск и анализ необходимой литературы;
 согласование с руководителем рабочих материалов;
 апробация метода исследования;
 проведение исследования;
 редактирование и оформление текстовой части;
 оформление презентации;
 промежуточная защита, корректировка (при необходимости).
Заключительный этап – декабрь текущего учебного года:
 подготовка выступления;
 защита проекта, оценка результата, рефлексия.
5.6. Защитить итоговый индивидуальный проект обучающиеся могут начиная с 8 и 10 классов.
5.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися осуществляется перед экспертной комиссией.
5.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального проекта обучающимися 9-х и 11-х классов, включаются:
 выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
 печатная проектная работа;
 мультимедийная презентация проекта;
 лист оценивания руководителем проектной и учебноисследовательской деятельности.
5.9. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме
проекта 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
5.10. Один раз в год согласно плану работы Школы проводится общешкольная научно-практическая конференция, на которой представляются лучшие
проекты обучающихся.
5.11. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения
ПМПК, пишут проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителем-предметником и классным руководителем.

6. Требования к оформлению проектов обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования.
6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской
работы.
Первый лист – титульный:
 наименование учебного заведения, где выполнена работа;
 тема работы;
 Ф. И. О. автора (полностью), класс;
 Ф. И. О. руководителя;
 город и год.
Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с
указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
Третий лист – введение:
 краткая характеристика современного состояния проблемы;
 обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее научной и практической значимости;
 формулирование цели;
 определение задач по ее достижению;
 объект и предмет исследования;
 гипотеза;
 характеристика методов исследования.
Обзор литературы по теме исследования.
Материалы и методики исследования.
Результаты исследования и их обсуждение.
Выводы (заключение) – кратко, по пунктам, формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего исследования.
Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной
строки.
Приложения.
6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times
New Roman, размером шрифта 12–14 пунктов с интервалом между строк –
1,5. Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5
см.
7. Критерии оценивания проектов обучающихся на уровне основного
общего и среднего общего образования.
7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям:
Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы
ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.

Сформированность предметных знаний и способов действий: умение
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий:
умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить
ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
7.2. Экспертная комиссия оценивает уровень исследовательской работы
в соответствии с критериями оценивания (приложение 1).
7.3. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет
к повторной защите.
7.4. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой)
успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне в ОО проект автоматически засчитывается с предоставлением
подтверждающих документов.
Приложение 1
Критерии оценивания отдельных этапов проекта
для обучающихся 9 - 11 классов
Оценка содержательной части проекта:
1. Выбор темы
При выборе темы учитывается:

Актуальность и важность темы;

Научно-теоретическое и практическое значение;

Степень освещенности данного вопроса в литературе.
2. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными,
т.е. достижимыми.
3. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
4. Планирование, определение последовательности и сроков работ;
5. Проведение проектных работ или исследования;
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они
были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.
6. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать
работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в
неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В
работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь
выразительна
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
7. Представление результатов в соответствующем использованию виде;
8. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность;
9. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Оценка содержательной части проекта в баллах:
Напротив каждого критерия ставится оценочный балл, он исчисляется
так:
2 балла – показатели критерия проявились в полной мере;
1 балл – показатели критерия присутствуют частично;
0 баллов – показатели критерия отсутствуют.
Итого 18 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.
Критерии оценки защиты проекта:
№ Критерий Оценка (в баллах)
1. Качество
доклада

0 - доклад зачитывается; доклад пересказывается, но
не объяснена суть работы;
1 - доклад пересказывается, суть работы объяснена;
2 -кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом; доклад производит очень хорошее
впечатление.
2. Качество
0 - нет четкости ответов на большинство вопросов;
ответов на
1 - ответы на большинство вопросов;
вопросы
2 -ответы на все вопросы убедительно, аргументировано.
3. Использо0 - представленный демонстрационный материал не
вание
де- используется в докладе;
монстраци1 - представленный демонстрационный материал исонного мапользуется в докладе;
териала
2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется.

4. Оформле0 - демонстрационный материал представлен плохо;
ние демон1- демонстрационный материал хорошо оформлен, но
страционесть отдельные претензии;
ного
2- к демонстрационному материалу нет претензий.
материала
Итого 8 баллов - максимальное число за защиту индивидуального проекта.
Итоговый максимальный балл за содержание и защиту проекта – 26
баллов.
Перевод в отметку для 11 класса:
26 - 22 баллов – отлично;
21 - 18 баллов – хорошо;
17 - 13 баллов – удовлетворительно;
12 баллов и менее – неудовлетворительно.
Для обучающихся 9 классов зачет ставится от 13 баллов
В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
8. Функциональные обязанности участников УИПД
8.1. Функции администрации Школы включают:
 разработку нормативных методических документов, определяющих
требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и исследовательским работам обучающихся;
 определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение
сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
 обеспечение материально-технической базы для УИПД;
 осуществление общего контроля УИПД;
 определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться УИПД;
 согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ;
 координация межпредметных связей в рамках УИПД.
8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами,
непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися УИПД, и выполняют следующие функции:
 проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов
и исследовательских работ;
 руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования;
 осуществление методической поддержки проектной деятельности;
 планирование совместно с обучающимися работы в течение всего
проектного периода;
 поэтапное отслеживание результатов УИПД;
 информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках
их выполнения;
 организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;

контроль за внешкольной УИПД обучающихся;
 участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.
8.3. Функции библиотекаря Школы:
 участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся;
 обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе УИПД.
8.4. Функции педагога-психолога:
 диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД;
 оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами
и исследовательскими работами;
 индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».