Положение о системе оценивания предметных и личностных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
624096 Свердловская область г. Верхняя Пышма
улица Машиностроителей, 6
тел./факс 8/34368/5-37-42/; E-mail: mou_soh3@list.ru

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАОУ «СОШ №3»
протокол № ____
от «___» «_________» 20__ г

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ «СОШ №3»
____________ Шингарова Т.В.
приказ № ___
от «___» «_________» 20__ г.

Положение
о системе оценивания предметных и личностных результатов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «СОШ №3».
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
 Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599 ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001 г. №
29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению
выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида».
 Устава МАОУ «СОШ №3»
1.2. Настоящее Положение регламентирует оценку предметных и личностных результатов
учащихся в соответствии с требованиями основных общеобразовательных программ
начального общего образования и основного общего образования, адаптированных для
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.3. Настоящее Положение является локальным актом образовательного учреждения,
разработанным с целью определение оптимальных форм, периодичности, способов
контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с легкой
умственной отсталостью должна ориентировать образовательный процесс на развитие
личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру
ребенка, по причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение
возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
1.6. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
1.7. Проведение текущего и промежуточного контроля успеваемости направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения программ учебных предметов,
предусмотренных ИУП и (или) достижения планируемых результатов СИПР.
1.8. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных адаптированной основной
общеобразовательной программой. Промежуточная аттестация в МАОУ «СОШ №3» для
обучающихся с умственной отсталостью проводится, начиная со 2 класса.
1.9. Оценку обучающихся с легкой степенью умственной отсталости во 2-9-х классах по
всем предметам АООП, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по
пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания.
В 1 классе в течение года безотметочное обучение.
Общими подходами к оцениванию обучающихся с легкой умственной отсталостью
по учебным предметам во 2 – 9 классах являются:
«5» - за работу, в которой выполнено свыше 65% заданий
«4» - за работу, в которой выполнено от 50 до 65% заданий
«3» - за работу, в которой выполнено от 35% до 50% заданий
«2» - за работу, в которой выполнено меньше 35% заданий
1.10. Промежуточная аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(Вариант 1) 2-9 класс подразделяется на четвертную и итоговую (годовую)
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету
обязательной части учебного плана.
1.11. Для оценки учащихся с различными формами умственной отсталости в ходе
промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные
задания с учетом того уровня, которого данная категория детей смогла достичь в процессе
обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения
результатов со сверстниками.
1.12. Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, проводится два раза в год, по полугодиям и по итогам года.
Результаты достижений, обучающихся с умеренной и тяжелой степенью, производятся
безотметочно.

1.13. Для определения четвертной/полугодовой отметки необходимо, чтобы в журнале у
каждого ученика 2-9 классов было не менее 3 отметок, при оценивании за полугодие – не
менее 5 отметок.
1.4. Текущие отметки, а также отметки за промежуточную аттестацию обучающимся с
легкой умственной отсталостью, обучающихся по индивидуальных учебным планам
инклюзивно (в общеобразовательном классе) и при обучении на дому, выставляются в
отдельный журнал. Так как перечень учебных предметов по ИУП не соотносится с
перечнем учебных предметов учебного плана НОО, ООО.

2. Порядок проведения текущей аттестации обучающихся с легкой умственной
отсталостью (Вариант 1)
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка
учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
2.2. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах школы (2-9), а также
среди воспитанников, обучающихся на дому.
2.3. Целями текущего контроля успеваемости являются:
 определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных
на период проверки тем и разделов учебных программ;
 обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках
отдельных учащихся доступного им объема программного материала,
принятие своевременных мер к устранению этих пробелов,
предупреждения неуспеваемости учащихся;
 обеспечение
оперативного
управления
учебным
процессом,
своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные планы
2.4. Текущий контроль осуществляется во 2 – 9 классах по всем общеобразовательным
предметам учебного плана (ИУП) и предусматривает пятибалльное оценивание уровня
знаний и умений, обучающихся на учебных занятиях.
2.5. Текущие отметки обучающихся с легкой умственной отсталостью, заносятся в
электронный классный журнал.
2.6. Виды и формы текущего контроля:
 устные: ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной
теме, сообщение по избранной теме, декламация стихов, чтение текста и
др.;
 письменные: тренировочные упражнения, лабораторные и практические
работы, диктант, изложение, сочинение, самостоятельные, проверочные,
контрольные работы, тесты, рисунки, проекты и др.;
 выполнение заданий с использованием ИКТ.


2.7. Периодичность осуществления текущего контроля определяется учителем в
соответствии с учебной программой предмета. (Приложение 1. Критерии и нормы оценки
(отметки) обучающихся с легкой умственной отсталостью по предметам).
3. Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с
легкой умственной отсталостью (Вариант 1)
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления соответствия
содержания, уровня и качества обучения и воспитания учащихся, по завершении
определенного временного промежутка (четверть, полугодие, год), требованиям
действующих АООП, степени и полноты освоения программ умственно отсталыми
детьми, в доступном для них объеме знаний по годам обучения.
3.2. Цели промежуточной аттестации:
 определение соответствия уровня и качества знаний, умений,
требованиям АООП;
 оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов
обучения;
 диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам АООП;
 обеспечение основания перевода, обучающегося в следующий класс.

3.3. Промежуточная аттестация проводится во 2-9-х классах в конце каждой четверти и
учебного года учителями, в срок не позднее, чем за два дня до окончания аттестационного
периода, на основании результатов текущего контроля успеваемости, контрольных работ,
тестирования, устных опросов и др.
3.4. Оценки за четверть выставляются на основе текущих оценок, оценки годовые
выставляются на основе четвертных с учетом проверочных, контрольных работ,
диктантов и других оценочных работ.
3.5. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс.
3.6. В первом классе школы промежуточная аттестация не проводится, т.к. в этом классе
исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года
оценки учащимся не выставляются. Допускается словесная объяснительная оценка.
3.7. Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация осуществляется по завершению реализации АООП в форме
двух испытаний:
 первое – предполагает комплексную оценку предметных результатов
усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни;
 второе – направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю
труда.

Итоговая аттестация обучающихся 9 класса проводится в виде экзамена по
трудовому обучению.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и
независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ,
является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены
образовательной организацией.
Экзамен по трудовому обучению выпускников IX класса проводится в следующих
формах (в зависимости от соматического состояния обучающегося):
 практическая экзаменационная работа и устные ответы по билетам;
 собеседование на основе выполненной практической работы;
 представление творческого проекта
К итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической
задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный
учебный план. На основании медицинской справки освобождаются от аттестации
(экзамена) учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающиеся на
дому, и учащиеся по состоянию здоровью.
График проведения экзаменов и состав экзаменационной комиссии составляется
заместителем директора по учебной работе и утверждается директором школы
4. Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Вариант 2)
4.1. Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
включает в себя оценку по полугодиям и оценивание по итогам года результатов освоения
СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Также проводится
оценка развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
4.2. Исключается система отметочного оценивания. В течение учебного года оценки
(отметки) обучающимся не выставляются. Допускается лишь словесная объяснительная
оценка.
4.3. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного
действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей
шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью
или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

4.4. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и
невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
4.5. На основании сравнения показателей за полугодия (Приложение 2. Примеры таблиц
предметных результатов) учитель делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР
каждым обучающимся с у/о по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
4.6. Словесная отметка обучающимся по варианту 2 АООП выставляется по
двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено».
4.7. В случае затруднений в оценке, сформированной действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
(даже незначительные) результаты
4.8. Итоговая аттестация.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью (Вариант 2) АООП должно быть достижение результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции
обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что
обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и
умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их
применяет.
Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного
года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий
в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения.

Итоги освоения, отраженного в СИПР содержания и анализ результатов обучения
позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка, оценить
динамику развития его жизненных компетенций.
Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций
ребёнка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной
основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников
образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его
семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты итоговой аттестации представляются в виде комплексной
характеристика на обучающегося
5. Оценка достижения личностных результатов реализации, адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной
отсталостью.
5.1. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные
качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся
(сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции).
5.2. Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение
обучающимися
социальными
компетенциями,
необходимых
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений,
обучающихся в различных средах. Возможные личностные результаты определяются
согласно особым образовательным потребностям каждого ребенка с интеллектуальными
нарушениями на основе классификатора жизненных компетенций. Они заносятся в
рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих
занятий и внеурочной работы с учетом индивидуальных возможностей, и специфических
образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных
областей.
5.3. Основное содержание оценки личностных результатов овладения АООП строится
вокруг оценки:
 сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к школе;
 ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки,
познание нового, овладение учебными умениями и навыками, характер
учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на
образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
 сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за
свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий;
любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и
традиций народов России и мира; развития доверия и способности к
пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

 сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в
успех;
 знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений,
способности к решению моральных проблем на основе децентрации
(координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);
способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки
зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
5.3. Процедура оценки личностных результатов освоения АООП. в качестве критериев
оценки выступает степень изменений психологических, социальных и учебнопознавательных сторон личности ребенка. При таком подходе основными критериями
оценки личностных результатов освоения, обучающимися с интеллектуальными
нарушениями АООП являются:
 уровень развития сферы межличностных отношений (адекватность общения с
разными группами людей);
 уровень эмоционально-волевой организации личности (диапазон базовых
эмоций; понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и
невербальными средствами; уровень самоконтроля и саморегуляции поведения
и др.);
 уровень социализации (социально-бытовые навыки, коммуникативные умения,
способность к работе в группе, способность к разрешению конфликтов и
проблем, ответственность, ролевая гибкость и др.);
 готовность к труду (наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и
жизненных навыков – трудолюбие, наличие устойчивых избирательных
интересов и т.д.)
Таким образом, оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
5.4. Оценка личностного прогресса проводится:
1. По контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений
на основе портфолио достижений и наблюдения. Педагог может отследить, как меняются,
развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других
личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной
тенденции развития.
2.В ходе урока или внеклассного мероприятия (беседы) педагог включает задания на
знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты
фиксируются в листах анализа (в произвольной форме по 1 занятию и серии занятий или в
листах оценки, мониторинга, наблюдения), накопительная оценка показывает освоенность
знаний, умений и проявления личностных качеств.
3.В ходе ежедневных наблюдений за обучающимися на уроках и во внеурочное время.
Результаты фиксируются в листах анализа, накопительная оценка показывает
сформированность отдельных личностных результатов.
4.Психологическая диагностика, проводимая психологом, имеющим специальную
профессиональную подготовку (беседы, интервью, анкетирование, проективные

методики). Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с
умственной отсталостью АООП учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения,
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и
семейной).
5.5. Для отслеживания формирования и динамики развития личностных достижений,
обучающихся используются листы оценки, мониторинги, анкеты и др.
5.6. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки – оценка результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов).
Состав экспертной группы включает педагогических работников (зам. директора
по УВР, учителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социального педагога, по
возможности врача психоневролога, педиатра), которые хорошо знают ученика. Основной
формой работы участников экспертной группы является ППк школы.
Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в
повседневной жизни, листы оценки, результаты мониторингов. Критериальным аппаратом
служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе
индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к
выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата
личностного развития по следующим шкалам:
1.Оценка качеств личностного развития (в баллах):
5 – качество сформировано;
4 – качество проявляется постоянно;
3 – качество проявляется ситуативно (чаще да, чем нет, иногда забывает);
2 – качество проявляется иногда (чаще нет, чем да, иногда вспоминает);
1 – качество проявляется редко, чаще случайно;
0 – качество не проявляется.
2.Оценки результатов развития жизненной компетенции – умений и навыков (в
баллах):
0 – не выполняет, помощь не принимает;
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом;
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5– выполняет самостоятельно по вербальному заданию (полное освоение
действия).
3.Оценка динамики возможного личностного развития и развития жизненной
компетенции (в баллах)
0 – отсутствие динамики или регресс (нет продвижения);
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия (незначительное
продвижение);
2 – минимальная динамика (минимальное продвижение);

3 – средняя (удовлетворительная) динамика (среднее продвижение);
4 – выраженная динамика (значительное продвижение).
Комплексная оценка динамики проводится ежегодно (май) экспертной группой на
основании сравнения показателей (предоставляемых учителями и специалистами,
анкетирования родителей) личностного развития и делается вывод о достижении
жизненной компетенции за год по каждому показателю. Подобная оценка необходима
экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной
(жизненной) компетенции ребенка (комплексной характеристики общего развития и
достижения результатов АООП обучающимся)
Документы, в которых отражаются индивидуальные личностные результаты
освоения АООП каждого обучающегося.
1.Индивидуальная оценка вносится в «Лист индивидуальных достижений личностных
результатов» (составляется на каждого ученика).
2.Оценка достижений и оценка динамики оформляется классным руководителем или
куратором, в форме «Характеристики личностного развития ребенка» (составляется один
раз в год, май).
3.Результаты оценки личностных достижений заносятся в «Индивидуальную карту
развития, обучающегося», что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии оценки (отметки) обучающихся с легкой умственной отсталостью
обучающихся по АООП
1. Предметная область язык и речевая практика. (Русский язык. Литературное
чтение).
Знания и умения, учащихся легкой степени умственной отсталости по русскому языку
оцениваются на основе устных ответов и письменных работ.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков. При
оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
a) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
b) полнота ответа;
c) умение практически применять свои знания;
d) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
К контрольным письменным работам относят, как правило, контрольное списывание,
контрольный диктант и грамматический разбор. При оценке устных ответов, письменных
работ и грамматического разбора следует руководствоваться критериями.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс – 20-25 слов,
4 класс – 30-35 слов,

5 класс - 45-50 слов,
6-7 класс – 65-70 слов,
8-9 класс – 75-80 слов.
Критерии оценивания 2 – 4 классы
Отметки за письменные работы:
Отметка «5» - ставится за работу без ошибок.
Отметка «4» - ставится за работу с одной – тремя ошибками.
Отметка «3» - ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Грамматическое задание:
Отметка «5» - ошибок нет. (ученик обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает исправления);
Отметка «4» - выполнено правильно не менее ¾ задания. (ученик в основном
обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
и допускает 2 – 3 ошибки);
Отметка «3» - выполнено правильно не менее ½ задания. (ученик обнаруживает
недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий)
Устные ответы:
Отметка «5» - обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя
обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые
примеры;
 допускает единичные ошибки, которые сам исправляет
Отметка «4» - даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но
допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с
помощью учителя;
 делает некоторые ошибки в речи;
 при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две
ошибки, которые исправляет при помощи учителя
Отметка «3» - обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;
 допускает ряд ошибок в речи;
 затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и
делает это с помощью учителя;
 нуждается в постоянной помощи учителя.
Критерии оценивания 5 – 9 классы
Отметки за письменные работы:
Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Отметка «4» ставится работу с 1-3 орфографическими ошибками и (или) 2
пунктуационными.
Отметка «3» ставится за работу с 4-6 орфографическими ошибками и (или) 3
пунктуационными.
Отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное
правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила
правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается
в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
 повторение одной и той же буквы;
 недописывание слов;
 пропуск одной части слова при переносе;
 повторное написание одного и того же слова в предложении.
Грамматическое задание:
Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе
грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение
изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок
или не справляется с одним из заданий.
Отметка «2» не ставится.
Устные ответы:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений
выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,
употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений
авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на
понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4
орфографические ошибки.
Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении
слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Отметка «2» не ставится.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена
подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова
выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем,
обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.

ЧТЕНИЕ
Критерии оценки беглости чтения - преобладающий способ чтения (побуквенное,
послоговое, целыми словами).
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов.
Чтение текстов молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа
текста и прочтения его вслух
Учет скорости чтения имеет только информационный характер для учителя и не
рассматривается как программное требование оценки беглости учащихся.
Критерии оценки правильности чтения:
 общее количество ошибок, допущенных при чтении всего текста;
 количество ошибок по отдельным видам (пропуски и перестановки, замены и
добавления звуков и слогов);
 количество самостоятельно исправленных ошибок;
 количество ошибок, исправленных с помощью учителя.
Оценка осознанного чтения и владение учащимися умением работать с текстом
может быть осуществлена с помощью следующих заданий:
 ответы на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
 называние главных героев;
 нахождение в тексте отрывка в соответствии с заданием;
 объяснение отдельных слов и выражений с опорой на иллюстрацию;
 пересказ текста по вопросам или картинному плану.
 выявление основной мысли прочитанного текста с помощью наводящих вопросов
учителя



сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее
произведения с опорой на вопросы учителя.
Критерии оценки выразительности чтения
― соблюдение знаков препинания в конце предложения (точка, восклицательный и
вопросительный знаки).
 чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной
подготовки.
 выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной
подготовки.
 выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения,
показанный учителем.
Проверка техники чтения
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на начало и конец года
класс
1
уровень
(без 2 уровень
3 уровень
нарушения
(незначительные
(выраженные нарушения
произношения)
речевые
нарушения) речи, отсутствие речи)
слов/мин
слов/мин

1
2
3
4
5
6
7
8
9

8 - 10
15 - 20
25 – 30
35 – 40
45 – 60
60 - 65
70 – 80
80 – 90
90 - 100

5
10 – 15
15 – 25
30 – 35
40 – 50
55 – 60
60 – 70
70 – 80
80 - 90

Проводится с учетом
индивидуальных
особенностей
и
потенциальных
возможностей
обучающегося,
отслеживается динамика
относительно
самого
ребёнка
(учитываются
буквы, слоги, отдельные
слова)

Критерии для оценивания качества чтения (на уровне окончания 4 класса)
Отметка «5» ставится ученику, если он:
 читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного
произношения;
 выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной
помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
 отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно;
 твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
 читает, в основном, правильно, бегло;
 допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений;
 допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа, исправляет их с помощью учителя;
 допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет
их с помощью учителя;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя;
 допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает
при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
 читает наизусть недостаточно выразительно.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
 читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;
 допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических
пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или
части рассказа с помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
 затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их
поступки;
 отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает
искажение основного смысла произведения;
 обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Отметка «2» ставится, если обучающийся в основном читает слова побуквенно.
Допускает более двух третей ошибок от общего количества слов в тексте, из которых

половину или более не может исправить даже с помощью учителя. Отвечает менее, чем на
1/3 вопросов по фактическому содержанию прочитанного текста (группы предложений).
Не соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения
(даже после предварительной отработки).
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Проверка техники чтения
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на начало и конец года
класс
1
уровень
(без 2 уровень
3 уровень
нарушения
(незначительные
(выраженные нарушения
произношения)
речевые
нарушения) речи, отсутствие речи)
слов/мин
слов/мин
1
8 - 10
5
Проводится с учетом
индивидуальных
2
15 - 20
10 – 15
особенностей
и
3
25 – 30
15 – 25
потенциальных
4
35 – 40
30 – 35
возможностей
5
45 – 60
40 – 50
обучающегося,
6
60 - 65
55 – 60
отслеживается динамика
7
70 – 80
60 – 70
относительно
самого
8
80 – 90
70 – 80
ребёнка
(учитываются
9
90 - 100
80 - 90
буквы, слоги, отдельные
слова)
Критерии для оценивания качества чтения
Отметка «5» ставится ученику, если он:
 читает правильно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения), выразительно
с соблюдением норм литературного произношения;
 способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа;
 делить текст на части и озаглавливать их;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
 отвечает на вопросы и передает по плану содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
Отметка «4» ставится ученику, если он:
 читает, в основном, правильно, выразительно, бегло (согласно индивидуальному
темпу чтения);

 допускает одну-две ошибки при чтении, допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя;
 допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания
Отметка «3» ставится ученику, если он:
 читает по слогам, недостаточно правильно, выразительно;
 допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания, допускает
ошибки в постановке логических ударений;
 выделяет основную мысль произведения или части рассказа только с помощью
учителя;
 затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их
поступки;
 отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает
искажение воспроизведения.
Отметка «2» не ставится
Оценка выполнения практического задания по разделу «Чтение» в ходе комплексной
экзаменационной работы по окончании 9 класса, осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания письменных работ:
Отметка «5» ставится, если обучающийся верно выполняет свыше 65% заданий.
Отметка «4» ставится, если обучающийся верно выполняет от 51 до 65% заданий.
Отметка «3» ставится, если обучающийся верно выполняет от 35 до 50% заданий.
Отметка «2» не ставится.
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
В 1 классе знания, умения и навыки не оцениваются
2 – 4 класс
Отметка "5" ставится в случае:
 использует умения по предмету самостоятельно в учебных ситуациях и
повседневном общении.
 знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
 умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации
 отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
 использует умения в учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого.
 знание всего изученного программного материала.
 умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
 незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3":
 если умения находятся в стации формирования.
 знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении,
необходимость
незначительной помощи преподавателя.
 умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
 наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
 не выставляется, если формирование умения не является актуальным для
обучающегося.
2. Предметная область математика. (Математика. Информатика).
Текущий контроль успеваемости (знаний и умений) учащихся по математике
оцениваются по результатам индивидуального и фронтального устного опроса, текущих
письменных работ. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется, как
правило, путем выполнения контрольных письменных работ. По своему содержанию
письменные контрольные работы при промежуточной аттестации могут быть либо
однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур
и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема
проверяемого материала. Объем контрольных работ должен быть таким, чтобы на их
выполнение учащимся требовалось не более: во 2-3 классах 25 – 40 мин, в 4 – 9 классах 35
– 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и
успеть ее проверить.
МАТЕМАТИКА
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками
следует считать:
неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма,
неправильное решение задачи,
неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по
образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение

формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий,
величин и др.).
Критерии оценивания 2 – 4 классы
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:
Отметка «5»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 0;
негрубые ошибки: 0-3.
Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение
выполнено правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении
краткой записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении
составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Отметка «4»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 1-2;
негрубые ошибки: 0-4.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении
задачи выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в
формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Отметка «3»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 3-5;
негрубые ошибки: 0-5.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении
простой задачи выбор арифметического действия осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; при решении составной задачи верно осуществлен выбор
только одного арифметического действия, допущены 1-2 ошибки вычислительного
характера; ответ задачи записан не полностью либо не записан; есть значительные ошибки
в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Оценка устного ответа:
Отметка «5» ставится в случае:
 знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
 умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
 отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
 знание всего изученного программного материала.

 умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
 незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
 знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении,
необходимость
незначительной помощи преподавателя.
 умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.

 наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Критерии оценивания 5 – 9 классы
При оценке комбинированных работ:
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
Отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена
часть других заданий;
Отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно;
Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
Отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые;
Отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
метод воспитательного воздействия на обучающегося.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
(решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на
измерение и построение и др.):
Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно;
Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно;
Отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на
вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение
выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а
также при обозначении геометрических фигур буквами.
Отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
метод воспитательного воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если:
в работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 0;
негрубые ошибки: 0-3.
Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение
выполнено правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении

краткой записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении
составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Отметка «4» ставится, если:
в работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 1-2;
негрубые ошибки: 0-4.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении
задачи выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в
формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося
ИНФОРМАТИКА
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие /
несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем
больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с
оценками следующим образом:
Оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»), если обучающиеся верно
выполняют от 35% до 50% заданий
Оценка «хорошо» (отметка «4»), если обучающиеся верно выполняют от 51% до
65% заданий
Оценка «отлично» (отметка «5»), если обучающиеся верно выполняют свыше
65% заданий
2. Предметная область естествознание. (Природоведение. Биология. География).
3. Предметная область человек и общество. (Мир истории. Основы социальной
жизни. История Отечества).
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет. Умение творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью
учителя. Умение применять полученные знания на практике в стандартных
ситуациях.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи
учителя. Умение работать на уровне воспроизведения.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося. Или выставляется, если знание и усвоение материала

на уровне ниже минимальных требований программы, отсутствие умений работать
на уровне воспроизведения.
Критерии для оценивания письменных и контрольных работ:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет ошибок
(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или
непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущено одна-две
ошибки или два-три недочета (если эти виды работы не являлись специальным
объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 работы, при этом в
работе допущено от трех до пяти ошибок или более трех – четырех недочетов, но
учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» – не ставится. Или если правильно выполнено менее половины работы,
если допущенное количество ошибок выше нормы, при которой может быть
выставлена отметка «3».
Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
 правильно определил цель опыта;
 выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
 самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
 правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
вычисления и сделал выводы;
 проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту
рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик:
 опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности
измерений;
 было допущено два-три недочета;
 было не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
 эксперимент проведен не полностью;
 в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал
неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
 правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее
чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально
важным задачам работы;
 подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов;
 допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при
работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по
требованию учителя.
Отметка «2» – не ставится.

4. Предметная область искусство. (Изобразительное искусство. Музыка).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В 1 классе знания, умения и навыки не оцениваются
Во 2 – 5 классах:
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам
выполнения практических заданий.
Отметка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Отметка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение
работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Отметка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы
(восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и
требующая корректировку со стороны учителя.
Комплексная оценка:
Отметка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания
и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении
практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные
знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая
ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Отметка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения,
полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач,
но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические
действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной
работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в
случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся
демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по
предмету.
Отметка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует
знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с
трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные
ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания.
Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного
усвоения пройденного материала.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание
большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают
влияния на содержание деятельности обучающегося.
МУЗЫКА
В 1 классе знания, умения и навыки не оцениваются
Во 2 – 5 классах:
Слушание музыки
Отметка «5»: - установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и
полный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Отметка «4»: - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный,
но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального

произведения, средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов
учителя.
Отметка «3»: - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но
неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Отметка «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
обучающийся плохо владеет основными музыкальными терминами, не может
самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена
небрежно.
Хоровое пение
Отметка «5»: - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование
и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Отметка «4»: - знание мелодической линии и текста песни; в основном, чистое
интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно
выразительное.
Отметка «3»: - допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста
песни; неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое интонирование, есть
ритмические неточности; пение невыразительное.
5. Предметная область физическая культура. (Физическая культура).
1 уровень (высокий)
Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приемами, выполняют
правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться
навыками на практике.
2 уровень (средний)
Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи
учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения
упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приемов на практике.
3 уровень (ниже среднего)
Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют ользоваться
навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения
с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении
упражнений.
Для учащихся коррекционных школ возрастных нормативов нет.
Критерии оценивания 2 – 9 классы
Отметка «5» выставляется при выполнении упражнения с допущенными мелкими
ошибками:
 Неточность отталкивания
 Нарушение ритма
 Неправильное исходное положение
 «Заступ» при отталкивании
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры
движений, но влияют на качество выполнения:
 Старт не из требуемого положения
 Отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину и высоту
 Бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительны. Движений
 Несинхронность выполнения упражнения
Отметка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и
несколько мелких.

Отметка «3» выставляется, если допущены две незначительные ошибки и
несколько грубых.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и
результат выполнения упражнений.
6. Предметная область технологии. (Профильный труд (Столярное дело).
Профильный труд (Швейное дело).
За теоретическую часть:
Отметка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном
объёме,
изложен
без
существенных
ошибок
с
применением
профессиональной терминалогии.
Отметка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены
незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Отметка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются
существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие
вопросы.
Отметка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки,
свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении
дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Отметка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью
соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Отметка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются
замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа
выполнена самостоятельно.
Отметка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Отметка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».