Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
624096 Свердловская область г. Верхняя Пышма
улица Машиностроителей, 6
телефакс 8/34368/5-37-42/; E-mail: mou_soh3@list.ru

Утверждаю:

Согласовано:

Зам. директора по УВР
,
Попова Н.П.

Директор МАОУ «СОШ №3»
Т.В. Шингарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Шахматы»

для занятий с учениками младших классов
общеобразовательной школы

Разработана
Кузнецовой Светланой Сергеевной
учителем начальных классов

ГО Верхняя Пышма

2020 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» ориентирована на
обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых
документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ,
утвержденного 29.12.2012г.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями);
3.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями).
4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189);
5.
Образовательной программы начального общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 3»;
6.
Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 3», утвержденного приказом от
28.06.2019 г № 116;

Один из приоритетов государственной политики в области образования –
ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на
их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования,
устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и
основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать
поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких
технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с
активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить
системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач,
находить быстрый выход из проблемной

ситуации,
добывать
нужную
информацию,
обрабатывать
её
и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность
для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в
высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социальнопедагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у
детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими
навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем
принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности.
Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием
получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно
реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития
школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России
шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день
накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный
процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры
на развитие детей младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных
способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной
школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о
начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место,
требует специальных форм и методов работы…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида
деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и
эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных
качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на
плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие
игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из
большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с
учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске)
создают
в
шахматной
партии
почти
идеальные
условия
для
формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления,
а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии
оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, ориентированным на становление
личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4
класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение
сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных
ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать,
контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и
устанваливать причинно-следственные связи и пр.

Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный
инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в
полной мере может способствовать формированию вышеуказанных
личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет
уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как
именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных
психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и
понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей
младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного
когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством
массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные,
оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную
игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в
шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта,
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности
к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в
соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях
шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными
фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в
типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время
партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных
особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре
шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и
эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными
играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным
занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда
учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и
способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных.
Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально
удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и
включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция
обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не
только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания
и применения в различных метапредметных областях. Современное
образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно
ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения
способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма
проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный
диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный
поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс
по шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие
в учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного
процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к
рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и
как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было
бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся
авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и
умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным
является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать
ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводноподготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка
учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися,
коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с

шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты»,
самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение
итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный
курс
обладает
рядом
существенных
преимуществ,
важных
для
общеобразовательных организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для
обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в
использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на
переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко
убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного
возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры»
представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и
практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя
сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по
решению задач, шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её
разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти
характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области
данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством
о самостоятельности образовательной организации в осуществлении
образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части
образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков
(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3
п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в
начальных классах доказана положительным влиянием на общий
педагогический процесс обучения в школе.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на
изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4
классах – в течение 34 часов.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой

деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги,
соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74),
устанавливается
соотношение
между
компонентами
федеральным,
региональным и образовательной организации. Часы регионального
компонента и компонента образовательной организации могут быть
использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального
компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов,
образовательных модулей и пр.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной
самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В
настоящее время представления о целях образования и путях их реализации
претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса
теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют
как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и
способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно
работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и
рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её
соответствии целевым установкам системы начального общего образования
имеет следующие ценностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и
сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при
всём разнообразии культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному
отношению к людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем,
кто в ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать
партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность
принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса)
и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности
обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности,
чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к
самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,

способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их
оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у
школьников младших классов позитивное отношение к познавательной
деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение
школьниками начальных классов в процессе обучения определённых
результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные
качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения
программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных
задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют
уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1.
Познавательные УУД:

– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной
задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и
просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти
информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть
реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить
нестандартные решения.
2.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты
на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение,
вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную
позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и
опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения
учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по
данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли
шахмат и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный
смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного
материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием
шахматной игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и
развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по
шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о
травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов,
шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия,
запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и
нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и
разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных
эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций,
спарринги, соревнования, шахматные праздники.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ
ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№
п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов
1 класс 2 класс 3 класс
4 класс

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории
1
1
1
1
шахмат
Базовые понятия
29
20
20
2
шахматной игры
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения
–
4
4
3
позиций
Соревнования
3
8
8
4
Шахматные праздники
1
1
–
5
Общее количество часов
33
34
34

1
22

2
8
1
34
Таблица 2

Примерное тематическое планирование (1–4 классы)
Содержание
раздела

Тематическое
планирование

Характеристика видов
деятельности учащихся

1 класс (33 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Имеют представление об истории
Из истории
Основные
возникновения шахмат и
шахмат
содержательные
появления их на Руси.
линии
Сведения о
возникновении
шахмат и появлении их на
Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по
шахматам и ведущими
шахматистами мира.
Знают основные шахматные
Базовые
Основные
термины: белое и чёрное поле,
понятия
содержательные
горизонталь, вертикаль,
шахматной
линии
Изучение основ
диагональ, центр, начальное
игры
шахматной
положение, белые, чёрные, ход,
игры: шахматная доска,
взятие, взятие на проходе,
шахматные фигуры,
длинная и короткая рокировка,
начальная
шах, мат, пат, ничья. Правила
позиция фигур,
хода и взятия каждой фигуры.
шахматная
Умеют правильно располагать
нотация, ценность фигур, шахматную доску и расставлять
нападение, взятие,
фигуры перед игрой, записывать
шахматная
шахматную позицию и партию,
нотация, шах и защита от
рокировать, объявлять шах,
шаха, мат, пат, рокировка, ставить мат, решать элементарные
взятие на проходе,
задачи на мат в один ход, играть
превращение пешки,
каждой фигурой в отдельности и в
матование одинокого
совокупности с другими
короля
фигурами без нарушений правил

Соревнования

различными фигурами,
шахматного кодекса, разыгрывать
начало
партию с партнёром.
шахматной партии,
Соблюдают правила поведения за
материальное
шахматной доской.
преимущество,
правила шахматного
этикета,
дебютные ошибки.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Умеют правильно располагать
Основные
шахматную доску и расставлять
содержательные
фигуры на ней, играть партию от
линии
Участие детей в
начала до конца с записью,
шахматном
пользоваться шахматными
турнире «Первенство
часами.
класса».

2 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о вкладе чемпионов мира
Из истории
Основные
по шахматам в развитие
шахмат
содержательные
шахматной культуры.
линии
Сведения о каждом из 16
чемпионов мира по
шахматам,
их вкладе в развитие
шахмат,
знакомство с ведущими
шахматистами мира.
Знают способы защиты в
Базовые понятия Основные
шахматной партии, элементарные
шахматной игры содержательные
шахматные комбинации, имеют
линии
Основы шахматной игры представление о дебютных
(повторение материала
ловушках и о том, как в них не
1-го
попадаться.
года обучения: защита в Умеют видеть нападение и
шахматах, матование
защищать свои фигуры от
одинокого короля
нападения партнёра, матовать
различными
одинокого короля двумя ладьями,
фигурами).
ферзём и ладьёй, королём и
Шахматная комбинация: ферзём, королём и ладьёй, могут
выигрыш материала.
находить элементарные
Основы дебюта:
шахматные комбинации: двойной
развитие
удар, связку, ловлю фигуры, мат
фигур, дебютные
на последней горизонтали,
ловушки,
сквозной удар, открытый и
короткие партии.
двойной шахи, знают, как
Основы эндшпиля:
правильно выводить фигуры в
реализация
начале партии и выигрывать
большого материального партию с большим материальным
преимущества.
преимуществом.
Соблюдают правила поведения за

Конкурсы
решения
позиций

Соревнования

Шахматный
праздник

шахматной доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Расставляют позицию для
Основные
решения упражнений, решают
содержательные
шахматные упражнения.
линии
Конкурс решения
Анализируют свои ответы и
позиций на
ответы своих сверстников.
тактические приёмы
С помощью тестового задания
«связка»,
оценивают собственное
«двойной удар»,
выполнение.
«нападение»,
«защита», «сквозной
удар»,
«ловля фигуры»,
«открытый
шах», «двойной шах»,
«мат по
последней горизонтали».
Умеют играть партию от начала
Основные
до конца с записью и различным
содержательные
контролем времени.
линии
Участие детей в
шахматном
турнире «Первенство
класса».
Осваивают правила игры.
Основные
Активно участвуют в играх и
содержательные
эстафетах.
линии
Участие в школьном
Общаются и взаимодействуют со
шахматном празднике.
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

3 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают историю возникновения
Из истории
Основные
шахматных соревнований,
шахмат
содержательные
правила проведения
линии
История возникновения соревнований, различные системы
соревнований по
проведения шахматных
шахматам,
соревнований.
системы проведения
шахматных

Базовые понятия
шахматной игры

Конкурсы
решения
позиций

Соревнования

Шахматный
праздник

соревнований.
Знают шахматные комбинации и
Основные
тактические приёмы
содержательные
«завлечение», «отвлечение»,
линии
Шахматная комбинация: «уничтожение защиты», основы
задачи на мат в два хода, разыгрывания дебюта: развитие
тактические приёмы
фигуры, дебютные ловушки,
«завлечение»,
короткие партии.
«отвлечение»,
Умеют решать позиции на мат в
«уничтожение защиты», два хода, находить тактические
«спёртый мат».
приёмы «завлечение»,
Основы разыгрывания
«отвлечение», «уничтожение
дебюта,
защиты», «спёртый мат»,
атака на короля в
атаковать рокировавшегося и
дебюте.
нерокировавшегося короля в
Основы пешечного
дебюте, проводить пешку в ферзи.
эндшпиля:
Соблюдают правила поведения за
проведение пешки в
шахматной доской.
ферзи,
правило квадрата,
отталкивание плечом,
реализация лишней
пешки.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Расставляют позицию для
Основные
решения упражнений, решают
содержательные
шахматные упражнения.
линии
Конкурсы решения
Анализируют свои ответы и
позиций на
ответы своих сверстников.
дебютные ловушки,
С помощью тестового задания
способы
оценивают собственное выполнение.
атаки на короля,
уничтожение
защиты, тактические
приёмы
«завлечение»,
«отвлечение», спёртый
мат».
Умеют играть партию от начала
Основные
до конца с записью и различным
содержательные
контролем времени.
линии
Участие детей в
шахматном
турнире «Первенство
класса».
Осваивают правила игры.
Основные
Активно участвуют в играх и
содержательные
эстафетах.
линии
Участие в школьном
Общаются и взаимодействуют со
спортивно-шахматном
сверстниками.
празднике.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

4 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о появлении шахмат на
Из истории
Основные
Руси, о том, как зарождалась
шахмат
содержательные
шахматная культура в России.
линии
История появления
шахмат на
Руси. Зарождение
шахматной
культуры в России.
Знают тактические приёмы «мельница»,
Базовые
Основные
«перекрытие», «рентген», основы теории
понятия
содержательные
Итальянской партии, Защиты двух коней,
шахматной игры линии
Тактические приёмы
Русской партии, способы разрушения
«мельница»,
прикрытия короля при равносторонней и
перекрытие», «рентген». разносторонней
рокировках.
Умеют
Основы дебюта:
находить тактические приёмы «мельница»,
открытые, полуоткрытые «перекрытие»,
«рентген»,
разыгрывать
и закрытые дебюты,
открытые дебюты по теории, использовать
слабые пункты f2/f7,
перевес в развитии в дебюте, атаковать
перевес в развитии
короля
при
равносторонней
и
фигур, выбор хода и
разносторонней рокировках, разыгрывать
оценка позиции,
простейшие ладейные эндшпили: ладья с
перевес в пространстве.
пешкой против ладьи (позиции Филидора и
Основы эндшпиля:
Лусены),
простейшие
легкофигурные
простейшие ладейные и
окончания. Соблюдают правила поведения
легкофигурные
за шахматной доской.
окончания.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Расставляют позицию для
Конкурсы
Основные
решения упражнений, решают
решения
содержательные
шахматные упражнения.
линии
Конкурсы решения
Анализируют свои ответы и
позиций на
ответы своих сверстников.
все пройденные
С помощью тестового задания
тактические
оценивают собственное
приёмы и шахматные
выполнение.
комбинации.
Умеют играть партию от начала до конца с
Соревнования
Основные
записью партии и различным контролем
содержательные
времени.
линии
Участие детей в

Шахматный
праздник

шахматном турнире
«Первенство класса».
Основные
содержательные
линии
Участие в школьном
спортивно-шахматном
празднике.

Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют со
сверстниками.
Проявляют доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю, решительность, активность
и инициативу при решении
вариативных задач, возникающих
в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся
должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения
соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными
интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами
должен обладать шахматист спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся
шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой
деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные,
ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король),
правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть
элементарные угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные
задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и
ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца
с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры,
нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические
угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на
последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца,
правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение»,
«отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в
начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать
большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся
должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта
вариантов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в
два–три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте;
открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних
рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные
эндшпили, знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.

Поурочного планирования
№
урока

Тема урока

1

Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат

2

Шахматная доска

3

Горизонталь

4

Вертикаль

5

Диагональ

6

Шахматная нотация

7

Шахматные фигуры
и начальная позиция

Содержание урока
1 класс
Знакомство детей с правилами техники
безопасности на
занятиях по шахматам.
Введение и раскрытие понятия
«шахматная игра», рас
сказ об истории возникновения данного
понятия и шах
матной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и чёрными
полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями,
правильным расположением шахматной
доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие
«горизонталь»,
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие
«диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей,
полей,
шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в
начальной позиции

8

Ладья

9

Слон

10

Ферзь

11

Конь

12
13
14
15
16
17

Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на проходе

18

Шах и защита от шаха

19
20
21

Мат
Пат – ничья
Рокировка

22

Основные принципы игры
в начале партии

Знакомство учащихся с шахматной
фигурой
«ладья», её местом в начальной
позиции,
способом передвижения ладьи по доске:
ход и
взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры»,
«невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой
«слон», его местом в начальной
позиции,
объяснение способов передвижения
слона по
доске: ход и взятие; введение и
раскрытие
понятий «белопольный» и
«чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его
местом в начальной позиции, способом
передвижения ферзя по доске: ход и
взятие
Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его
местом в начальной позиции, способом
передвижения коня по доске: ход и
взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая
рокировки
Общие принципы игры в начале
шахматной партии

23

Мат двумя ладьями
одинокому королю
Мат ферзём и ладьёй
одинокому королю
Мат ферзём и королём
одинокому королю
Материальное
преимущество

Техника матования одинокого короля
двумя ладьями
24
Техника матования одинокого короля
ферзём и ладьёй
25
Техника матования одинокого короля
ферзём и королём
26
Определение материального
преимущества, реализация
материального преимущества
27
Нарушение основных прин
Ошибочные ходы в начале партии и их
ципов игры в начале партии последствия
28
Партии-миниатюры
Анализ коротких партий
29
Запись шахматной партии
Способ ведения записи партии во время
соревнований
30
Шахматный этикет
Правила поведения шахматиста во
время партии
31–33 Шахматный турнир
Участие в шахматном турнире
2 класс
1
Из истории шахмат.
Беседа о важности соблюдения правил
Чемпионы мира по
техники безопасности на занятиях по
шахматам и выдающиеся
шахматам.
шахматисты мира
Из истории шахмат: знакомство с
именами шахматистов – чемпионов
мира, ведущих шахматистов
2

Шахматные фигуры
(повторение)
Нападение в шахматной
партии. Шах и защита от
него.
Рокировка (повторение)
Мат. Пат. Мат одинокому ко
ролю королём и ладьёй. Мат
в один ход (повторение)
Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения, уничтожение
атакующей фигуры, защита
фигуры
Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение
Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?

3

4

5

6

7

Повторение материала первого года
обучения
Повторение материала первого года
обучения
Повторение материала первого года
обучения
Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими действиями
против угроз партнёра, как уход из под
нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами
защиты в шахматной партии –
перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на уроках 5, 6

Знакомство с тактическим приёмом
«двойной удар», способами нанесения
двойного удара различными фигурами
9
Тактический приём «связка» Знакомство с тактическим приёмом
«связка», понятиями «полная» и
«неполная» связка, «давление» на
связку
10
Конкурс решения позиций: Отработка на практике тактических
как бы вы сыграли?
приёмов, пройденных на уроках 8, 9
11
Тактический приём «ловля
Знакомство с новым тактическим
фигуры»
приёмом «ловля фигуры» и способами
его применения
12
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим
«сквозной удар»
приёмом «сквозной удар» и способами
его применения
13
Мат на последней
Слабость последней горизонтали,
горизонтали
«форточка»
14
Конкурс решения позиций: Отработка на практике тактических
как бы вы сыграли?
приёмов, пройденных на уроках 11–13
15
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим
«открытый шах»
приёмом «открытый шах» и способами
его практического применения
16
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим
«двойной
приёмом «двойной
шах»
шах» и способами его практического
применения
17–20 Шахматный турнир
Игровая практика
21
Основы игры в дебюте:
Раскрытие основных принципов игры в
дебютные ловушки
дебюте, знакомство с понятиями
«дебют», «детский мат», «мат Легаля»
22–23 Основы игры в дебюте:
Знакомство с таким методом игры в
атака на короля
дебюте, как атака на короля партнёра
24–25 Основы эндшпиля:
Знакомство с понятием «реализация
реализация большого
преимущества» и такими способами
материального
реализации преимущества, как игра
преимущества
на мат, размен одноимённых фигур для
увеличения материального перевеса
26–28 Основы анализа шахматной Просмотр и анализ коротких
партии
шахматных партий
29
Конкурс решения позиций: Отработка на практике материала
как бы вы сыграли?
уроков 21–25
30–33 Шахматный турнир
Игровая практика
34
Шахматный праздник
Решение заданий, игровая практика
8

Тактический приём
«двойной удар»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение,
1983.
Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская
литература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной
школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская
литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод.
Материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт,
1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г.
Сухин. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания:
Изд. Центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Педагогика, 1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г.
Сухин. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель,
АСТ, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и
тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы /
И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /
И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика,
1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».