Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые уроки финансового образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
624096 Свердловская область г. Верхняя Пышма
улица Машиностроителей, 6
телефакс 8/34368/5-37-42/; E-mail: mou soh3@list.ru

Согласовано:
зам. директора по УВР

Утверждаю:
Директор
МАОУ «СОШ № 3»
Т.В. Шингарова

/z с'' ' • ' Попова Н.И.
02.09.2020 года

Рабочая программа
и календарно-тематический план
по внеурочной деятельности
«Первые уроки финансового образования»
для занятий с учениками младших классов
общеобразовательной школы

Программа составлена
учителем начальных классов
Бусловской М.И.

ГО Верхняя Пышма

2020 г

Пояснительная записка
Занятия по внеурочной деятельности на 2020 – 2021 учебный год реализуют
основную образовательную программу начального общего образования,
требования ФГОС и разработаны на основе нормативно – правовых
документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Федерального государственного стандарта начального общего
образования
второго
поколения,
утвержденного
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373.
 Приказа Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября
2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. №
1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утверждённые приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9. 03. 2004 г. № 1312».
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г.
№ 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г.
№ 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".
 Приказа Минобрнауки России от 24.12.2010 г. № 2080 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
№189 от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10»
 Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 "О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в









действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
Основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г № 1/15 (редакция от
28.10.2015г));
Письмом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 10.11.2017 г № 9784 «О соблюдении
требований ФГОС в части изучения родного языка»;
Устава
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»;
Образовательной программы начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3»;
Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 3», утвержденного
приказом от 28.06.2019 г № 116;
Программы Регионального центра финансовой грамотности
г Екатеринбург, автор программы Т.Н. Калинина.

Реализация данной программы предусмотрена на основе пособия:
Калининой Т. Н. «Забавные приключения котят - обаяшки Рыжинки и
умняшки Заечки, или первые уроки финансового образования».
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся начального представления о кредитных
институтах и характере отношений с ними;
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Ключевые темы курса: «Кредиты», «Сбережения», «Банковские вклады».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры. В
процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с
текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
•
ситуационная игра,
•
образно-ролевые игры,
•
исследовательская деятельность,
•
урок-практикум,

•

дискуссия, обсуждение.

Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Уроки финансовой грамотности» в начальной школе
отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Рекомендуется
для обучающихся вторых классов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
-понимать цели своих действий;
-составлять простые планы с помощью учителя
-проявлять познавательную и творческую инициативу;
-оценивать правильность выполнения действий;
-адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
-освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
-составлять текст в устной и письменной формах;
-слушать собеседника и вести диалог;
-признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные.

Обучающийся научится:
-понимать и правильно использовать экономические термины;
-иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-уметь характеризовать виды и функции денег;
-понимать суть кредитных операций;
-знать источники доходов и направлений расходов семьи;
-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет
-определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей
их решения
-проводить элементарные финансовые расчеты.

Содержание программы
Тема 1. Знакомимся: обаяшка Рыжинка, умняшка Заечка и их большая семья
В Главе 1 – знакомство с главными героями, введение в их мир
дружбы, доброты, взаимоподдержки.
Тема 2. Нужен дом. Возьмём кредит.
Основные понятия: банк, кредит, ссуда
Тема 3. Ловись рыбка большая и малая
О пользе трудолюбия и дружелюбия
Тема 4. Умный и начитанный Заечка
Знакомство с умным братиком Рыжинки.
Тема 5. Наши пушистики торгуют рыбкой или «Торговля – двигатель
прогресса»
Главная мысль изложенного в данной Главе – превращение рыбы в деньги.
Нужно не просто иметь товар – рыбу, а рыбу эту необходимо продать, это
уже совсем иная деятельность.
Тема 6. Банк это серьёзное учреждение и слушать про него надо на свежую
голову
О важности держать обещание.
О важности изучения арифметики для грамотного общения с банком. Заечка
начал урок с определения понятия «деньги».
Дается довольно примитивное определение, которое доступно пониманию

детей на данном этапе.
Деньги это то, чем измеряется всё другое.
Если умело обращаться с деньгами – можно стать обеспеченным.
Важно, что бы дети понимали, что обращаться с деньгами безграмотно – не
допустимо.
Это наука, науку эту, как и любую другую надо изучать.
Тема 7. Деньги живут по своим законам. Законы денег
Тема на три занятия.
7.1. На первом занятии читаем текст и разбираем вопросы с 1 по 4.
7.2. На втором занятии дети вспоминают и объясняют Законы денег.
7.3. На третьем занятии разбираются следующие девять вопросов.
Тема 8. Урок арифметики – Рыжинка к доске!
Без знания арифметики не только в магазине можно отдать денег больше,
чем надо, но и в банке.
Не умея посчитать, сколько платить за кредит, тоже можно потерять деньги.
Не умея считать, не сможем вести свою отчётность, свой баланс, не сможем
знать, сколько нужно отложить на «чёрный день», чтобы ничего не
переплачивать и становиться состоятельными.
Тема 9. Лесная дружба и взаимовыручка или закон денег – Имей запас на
чёрный день
Глава 10. Банк не раздаёт деньги просто так, или закон денег – ДЕНЬГИ
ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ
Тема на два занятия
На первом занятии вычитывается и закрепляется текст, разбираются вопросы
с 1 по
3.
На втором занятии разбираются остальные вопросы.
Тема 11. Сказка про хвосты
Тема 12. По материалам «Сказки про хвосты» – «биржа» и «бартер»
Каждая биржа может иметь свои правила,
Правила эти нарушать нельзя, если кто-то попытается нарушить правила, тот
будет отстранен от биржи, не будет допускаться к процессу.
Деньгами являлись различные товары, - где-то животные, где-то шкуры
животных, какие-либо металлы, морские раковины, в Голландии некоторое
время деньгами служили – даже луковицы тюльпанов.
Тема 13. Учимся считать, чтобы узнать, сколько денег получаем от банка,
когда отдаем их на хранение, или Деньги должны работать на нас, а не
только на банк

Тема на три занятия. По тексту книги обозначены все три занятия
13.1. Вопросы первого занятия по теме:
1.
Кто такие вкладчики?
Вкладчики – это те, кто хранит деньги в банке.
2.
Почему банк для кредитования строительства домов заинтересован в
привлечении наших денег на длительный срок?
3.
Зачем банку наши деньги?
4.
Что такое «длинные деньги»?
5.
Могут ли вкладчики одновременно быть и заёмщиками?
6.
Почему тот, кто каждую свободную копеечку несёт на вклад, поступает
грамотно?
13.2. Вопросы второго занятия по теме:
1.
Почему у всех пушистиков размер дохода по вкладу разный?
2.
Почему у Бобров доход по вкладу 150 рублей и у Ласточек на меньшую
сумму вклада доход тоже 150 рублей?
3.
Почему банк имеет возможность выплачивать нам доход на вклады?
4.
Почему для банка важны и вкладчики, и заёмщики?
13.3. Вопросы третьего занятия по теме:
1.
Что такое «годовые проценты»?
Годовые проценты – это доход по вкладу за год.
2.
На какие цели банк заинтересован в привлечении наших денег на
работу на длительный срок?
Для строительства домов нужны длинные деньги.
3.
Что такое «длинные деньги»?
Это деньги, взятые или отданные в банк на хранение на длительный срок.
4.
Где банки берут деньги на кредитование строительства домов?
Банки берут деньги у вкладчиков, привлекая вклады на длительный срок.
5.
Кто обычно имеет деньги?
Деньги имеет тот, кто много и хорошо учится, а потом
успешно и
хорошо работает.
6.
Как посчитать доход по вкладу за три года?
7.
Правильно ли хранить деньги дома в копилке?
Тема 14. Ночные приключения Рыжинки и Заечки
Тема 15. Приятный новый день
Тема 16. Как деньги работают на банк, или Кредитные операции банков
Тема на два занятия
Вопросы первого занятия по теме:
1.
Почему Пушистики несут деньги в банк?

2.
На какие деньги Лиса построила дом?
3.
Берет ли банк за кредиты проценты?
4.
Кто платит банку проценты за кредит?
5.
Что такое «кредит»?
Второе занятие Вопросы по теме:
1.
Что такое «глупые кредиты»?
2.
Почему мы всегда сами должны думать, и думать серьезно, – брать
кредит или не брать?
3.
Правда ли, что вещи, купленные в кредит, намного дороже вещей,
купленных на свои деньги?
4.
Почему не надо брать глупый кредит на покупку ненужных вещей?
5.
Почему банкиры любят давать глупые кредиты?
6.
Почему папа Галчат не может лечить сломанную лапку?
Тема 17. Сказка. Как сестру и брата их доброта и трудолюбие привели к
богатству
Тема 18. Про кредиты умные и кредиты глупые
Тема на два занятия
Второе занятие – разбор остальных вопросов.
1.
Что построили Бобры на кредитные деньги?
Вопросы для первого занятия:
2.
Где Бобры берут деньги для возврата кредита и уплаты процентов?
3.
Что такое умный кредит и почему кредит Бобров – умный?
Вопросы для второго занятия:
1.
Почему кредит Галок глупый?
2.
Кто богатеет, благодаря умному кредиту Бобров?
3.
Кто богатеет, благодаря глупому кредиту Галок?
4.
Чем отличаются деньги, которые вам дают родители, от денег, которые
дают в виде кредита банки?
Тема 19. Сказка. Наследство надо уметь удержать, или Законы денег:
–
деньги любят учёт и контроль;
–
если есть долг поскорей отдай его.
Тема на два занятия
Акцент на следующем:
Если получил наследство, не проматывай его, а приумножай.
Тема 20. Как грамотно распоряжаться заработанными деньгами, или закон
денег – Доходы должны быть больше расходов.
Составляем Баланс
Тема на два занятия

Первое занятие – вычитывание текста и вопросы с 1 по 3.
На втором занятии разбираются остальные вопросы.
Вопросы для первого занятия:
1.
Какие главные правила управления деньгами мы узнали из этой главы?
2.
Почему доходы должны быть больше расходов?
3.
Зачем создавать денежный запас на «Чёрный День».
Вопросы второго занятия:
1.
Что такое Баланс?
2.
Что нам показывает баланс?
3.
Чему учатся пушистики в финансовой школе?
4.
Чему научились вы, читая эту книгу?
5.
Составьте свой Баланс доходов-расходов.
Тема 21. Сказка. Юлюшка и Гелька
Поучительная история о двух девочках, о пользе трудолюбия и разумных
поступков.
Тема22. Рабочие будни наших котят и их друзей.

Календарно-тематический план

Кол-во
часов
Наименование темы
Тема1. Знакомимся: обаяшка Рыжинка,
умняшка Заечка и их большая семья
Тема 2. Нужен дом. Возьмём кредит
Тема 3. Ловись рыбка большая и малая.

По плану Факт.
1
1
1

Тема 4. Умный и начитанный Заечка
Тема 5. Наши пушистики торгуют рыбкой или
«Торговля – двигатель прогресса»
Тема 6. Банк это серьёзное учреждение
и слушать про него надо на свежую голову
Тема 7. Деньги живут по своим законам.
Законы денег
Тема 8. Урок арифметики – Рыжинка к доск
Тема 9. Лесная дружба и взаимовыручка ил закон
денег – Имей запас на чёрный день
Тема 10. Банк не раздаёт деньги просто так, или
закон денег – ДЕНЬГИ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ
Тема 11. Сказка про хвосты
Тема 12. По материалам «Сказки про
хвосты,«биржа» и «бартер»

Тема 13. Учимся считать, чтобы узнать, сколько
денег получаем от банка, когда отдаём их на
хранение,или Деньги должны работать на нас, а
не только на банк
Тема 14. Ночные приключения Рыжинки и Заечки
Тема 15. Приятный новый день

Тема 16. Как деньги работают на банк, или
Кредитные операции банков

1
1

1

3

1
1

2
1
1

3

1

1

2

Тема 17. Сказка. Как сестру и брата их доброта и
трудолюбие привели к богатству

Тема 18. Про кредиты умные и кредиты глупые

Тема 19. Сказка. Наследство надо уметь удержать,
или Законы денег: «Деньги любят учёт и
контроль» и «Если есть долг, поскорей отдай его»
Тема 20. Как грамотно распоряжать
заработанными деньгами, или закон денег –
Доходы должны быть больше
расходов.Составляем Баланс
Тема 21. Сказка. Юлюшка и Гелька
Тема 22. Рабочие будни наших котят и их друзей
последние в данной программе
Тема 23. Обобщение, повторение
Всего занятий

1

2

2

2

1
2

2
34

Методическое обеспечение, интернет-источники
1.Калинина Т. Н.Забавные приключения котят - обаяшки Рыжинки и
умняшки Заечки, или первые уроки финансового образования. –
Екатеринбург: Издательство «АсПУр»
2. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический
журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
3.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —
http://zanimatika.narod.ru/
4. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —
http://festival.1september.ru/
5. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
6. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».