Программа курса «Соображай-ка»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО:
на Педагогическом совете
Протокол № 2 от 30 августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №3»
_______________Т.В. Шингарова
Приказ № 2 от 30 августа 2021г.

СТАРТОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Программа курса «Соображай-ка»
(элементарные математические представления)
Разработано
школьным методическим объединением
учителей начальных классов

г. Верхняя Пышма
2021 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение ребенка элементарным математическим представлениям входит в общий комплекс обучения и является базой для обучения
ребенка многим другим предметам.
В основе программы заложена идея личностного потенциала ребенка и психического становления посредством деятельностного освоения и
преобразования действительности (в том числе и себя).
Цель программы: способствовать успешной адаптации детей к условиям школы.
Задачи:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
2. Формирование
внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
В основу деятельности положены следующие принципы:
- принцип природосообразности: образовательный процесс, строится согласно логике (природе) развития личности ребенка;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
- принципы индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее
благоприятные условия для их развития;
- принципы гуманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
В программе обучения и воспитания в детском саду уделяется внимание некоторым логическим приемам (сравнение, упорядочение,
классификация), но диагностика детей, поступающих в первый класс, свидетельствует о том, что большинство из них логическими приемами
не владеют. Особенно это касается тех детей, которые не посещают детский сад.
Данная программа - это подготовка к усвоению первой формы мышления - понятия. Основа программы - это формирование понятий анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение (т.е. тех логических приемов, без которых невозможно полноценное усвоение
математических знаний).
Логические приемы мышления в данном возрасте не могут быть сформированы в умственном плане, необходимо заложить основы
логических знаний.
Дети включаются в различные виды деятельности: игровую и практическую деятельности с предметами.
Эта деятельность развивает творческую активность ребенка, стремление к самостоятельному поиску, построению простейших
умозаключений.
Программа предусматривает различные формы организации деятельности детей на занятиях:
-сюжетно-ролевые игры;
-игры с правилами без сюжета;
-работа в парах с закрепленной ролью;
-работа в группах по 4 человека.
Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности. Результаты освоения программы сообщаются
ребенку в форме развернутого оценочного суждения.
Занятия проводятся с подгруппой из 10-15 детей, 1 раз в неделю с использованием индивидуального раздаточного материала. В
структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения. Это может быть динамическое
упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию.

Любые достижения ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием
для выбора методов и технологий индивидуальной работы.
Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько то, каким объемом предметных знаний он владеет, сколько то, каким
способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда
указывает на реальные результаты его образования. Результаты обследования сформированности математических способностей заносятся в
таблицу.

Содержание.
1. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги в клетку.
1.1. Пространственные отношения.
Теория. Пространственные отношения. Правило определения стороны по отношению к живым предметам. Ориентирование в пространстве.
Оперирование понятиями при описании действий. Практика. Определение расположения предметов в пространстве. Игры на внимание. Составление
картины по описанию с использованием слов: справа, слева, на, над, под.
1.2. Ориентирование на листе в клетку.
Теория. Углы листа: правый верхний, правый нижний, левый нижний, левый верхний. Клетка. Стороны клетки. Правила работы в тетради.
Практика. Определение сторон листа, клетки.
1.3. Рисование на листе в клетку.
Теория. Правила посадки при письме. Правила графического диктанта. Примеры разных графических диктантов. Словесный тренажер с
проговариванием направления движения.
Практика. Проговаривание направления движения и его количественная характеристика (по готовому образцу). Выполнение графического диктанта
под диктовку педагога.
1.4.Величина. Длинный - короткий.
Теория. Метод сравнения предметов по длине. Противоположности вокруг нас. Понятия: длинный, короткий.
Практика. Сравнение предметов по длине. Раскрашивание длинных и коротких предметов.
1.5.Величина. Высокий - низкий.
Теория. Понятия: высокий - низкий, выше - ниже. Противоположности вокруг нас. Оперирование понятиями.
Практика. Сравнение предметов по высоте. Построение в колонну по росту. Измерение высоты - роста человека.
1.6.Величина. Широкий - узкий.
Теория. Ширина как свойство предмета. Понятия: широкий - узкий, шире - уже. Оперирование понятиями.
Практика. Сравнение предметов разных по ширине. Раскрашивание широких и узких предметов. Описание предметов разных по ширине.
2.Геометрические фигуры.
2.1Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Круг. Овал Трапеция. Ромб.
Теория. Геометрические фигуры и их свойства. Образы геометрических фигур в окружающей обстановке.
Практика. Выкладывание геометрических фигур с помощью счетных палочек. Определение геометрической фигуры по устному описанию.
Обрисовывание фигур. Дорисовывание геометрических фигур.
2.2.Преобразование фигур. Составление целого из частей (воссоздание силуэтов).
Теория. Мысленное решение задачи. Понятие «головоломка». Правило составления силуэтов из фигур. Анализ условия задачи (способа
расположения частей).
Практика. «Танграм». Составление силуэтов фигур, ориентируясь на образец.
3.Свойства предметов.
3.1.Цвет.
Теория. Существенный и характерный признак - цвет. Кодирование признака цвета.
Практика. Сравнение предметов по цвету. Соединение предметов, одинаковых по цвету. Группировка геометрических фигур по цвету.

3.2.Форма.
Теория. Форма как геометрическая характеристика предмета. Признаки сходства и отличия. Объединение предметов по сходным признакам.
Выделение из группы предмета, отличающегося по цвету и форме. Сравнительные умозаключительные операции. Кодирование признака «Формы».
Практика.).
3.3. Размер.
Теория. Понятие размер. Использование при характеристике предметов по размеру синонимичных рядов слов, имеющих смысловые оттенки.
Практика. Составление связных цепочек с опорой на существенный признак Выстраивание рядов начиная от наименьшего к наибольшему и
наоборот.
3.4. Классификаций предметов. Свойства предметов (обобщение).
Практика. Объединение фигур и предметов по определенному признаку (цвет, форма, размер, количество). Исключение лишних предметов.
Группировка геометрических фигур с разными признаками. Теория. Азы знакового языка. Операции моделирования: кодирование и декодирование.
Признаки предметов в кодах. Чтение символов. Характеристика фигур: по известным признакам. Составление паспорта. Описание по плану.
Практика. Угадывание предметов по закодированному письму.
Требования к уровню подготовки выпускников.
К концу занятий дети имеют возможность:
-воспринимать такие характеристики пространства как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади;
- правила работы в тетради;
- основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и их свойства;
- представление о классификации предметов по свойствам (цвет, форма, величина);
-знать признаки сходства и различия между предметами;
- количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке.
К концу занятий дети имеют возможность научиться:
- ориентироваться в пространстве и на плоскости листа;
-уметь находить геометрические образы в окружающей обстановке;
-сравнивать предметы по различным свойствам;
-объединять предметы в группы и выделять из групп отдельные предметы;
-образовывать числа путем присчитывания по 1;
-сравнивать множества по числу;
-считать в пределах 10;
-решать учебные задачи;
-внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану.

Тематическое планирование
№
п/п
1

Тема занятия
Цвет, форма, размер, количество. Геометрические фигуры. Число 1.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Цвет. Кодирование. Число 2. Геометрические фигуры.
Форма. Кодирование. Ориентирование в пространстве. Число 3.
Размер. Кодирование. Сравнение предметов. Число 4.
Количество. Кодирование. Понятие «столько же. Число 5.
Сравнение. Ориентирование на листе бумаги. Число 6.
Сравнение. Ориентирование на листе бумаги. Число 7.
Обобщающий урок. Кодирование и декодирование.
Сравнение предметов по длине. Число 9. Признаки предметов: цвет, форма, размер, количество.
Отношения равно между двумя и тремя предметами. Число 10. Части суток.
Свойства отношений «равно». Сравнение предметов по высоте, ширине.
Свойства отношений «равно», «больше», «меньше». Сравнение предметов по толщине. Ориентирование на листе бумаги.
Сравнение. Свойства отношений «больше», «меньше». Количество, цвет, размер, форма.
Родо – видовые отношения.
Родо – видовые отношения. Сравнение по количеству.
Родо – видовые отношения. Ориентирование в пространстве. Сравнение по форме.
Обобщение понятий.
Классификация.
Классификация. Сравнение.
Закрепление.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».