Программа курса «Волшебные пальчики»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО:
на Педагогическом совете
Протокол № 2 от 30 августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №3»
_______________Т.В. Шингарова
Приказ № 2 от 30 августа 2021г.

СТАРТОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Программа курса «Волшебные пальчики»
(формирование мелкой моторики рук)

Разработано
школьным методическим объединением
учителей начальных классов

г. Верхняя Пышма
2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Пальчиковая академия» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики
детей старшего возраста (6-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи
и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он
может приступать к приобретению навыков письма.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к
овладению письмом.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные
1. Научить детей владеть графическими навыками письма
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-15 человек) по 25 минут, и предполагают использование
следующих форм:
 беседа
 экскурсия
 дидактическая игра
 ролевая игра
 физические упражнения
 коллективное творчество
 индивидуальная корректировка действий.
В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой,
организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
 пальчиковая гимнастика
 оригами

конструирование
графические упражнения
игры и действия с предметами
лепка
аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их
ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых
положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что
способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному
виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и
ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и
тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития
моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре,
структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в
пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Результатом работы по данной программе должно стать:
 Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
 Овладение разными видами трудовой деятельности.
 Умение создавать художественный образ своего изделия.
 Овладение приемами работы с разными инструментами.
 Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
 Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на полгода обучения.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на
начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
 самостоятельные работы,
 беседа,
 выставки работ,
 участие в конкурсах.






Тематический план
Кол-во часов
№

Содержание

всего

теория

практика

1

Диагностика

1ч

-

1ч

2

Пальчиковая гимнастика

2ч

-

2ч

3

Оригами

2ч

-

2ч

4

Конструирование

4ч

1ч

3ч

5

Графические упражнения

5ч

1ч

4ч

6

Игры и действия с предметами

1ч

-

1ч

7

Лепка

2ч

-

2ч

8

Аппликация

2ч

-

2ч

Итого:

20 ч

2ч

18 ч

Содержание курса
Диагностика 1ч.
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами,
способность контролировать координацию движений пальцев рук.
 Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев;
массаж кистей рук.
Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»
 Оригами 2 ч.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон.
Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Будка для собаки».


Конструирование - 4 ч.
Знакомство с различными видами конструкторов (лего, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника
безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.
Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».
 Графические упражнения 5 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по
контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика: «Дорисуй деталь», «Человек», «В гостях у кота Матроскина». Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная);
рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку); графические диктанты. «Деревья», «Ракета», «Рыбка», «Олень», «Чашка».
 Игры и действия с предметами 1 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и
развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»
 Лепка 2 ч.
Научить выполнять простые объемные формы: шар, конус, цилиндр и жгут из пластилина и глины. Основная задача – научить видеть
правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.
Практика: «Яблоко», «Груша», «Лиса», «Улитка».
 Аппликация 2 ч.
Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из
этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Практика: «Цветной домик», «Наша ферма», «Наши друзья».


Список литературы
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
9. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. 190 с.
11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 319 с.
13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».