Статистика посещений

Яндекс.Метрика

Главная страница » Советы специалистов » Логопед плюс » Как улучшить дикцию ребенка?

Как улучшить дикцию ребенка?

«Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится». Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи ребенка, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу».

Понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь — элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • нарушение произношения звуков;
  • отсутствие некоторых звуков в речи;
  • замена глухих звуков на звонкие;
  • сокращение длинных и сложных слов;
  • перестановка слогов местами;
  • смягчение звуков;
  • замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. А также бывает, что ребенок правильно произносит все звуки, но говорит, словно «каша во рту». В этом случае для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой и выполнение специальных упражнений.

 

Эффективные упражнения для развития дикции:

1. Резко опускать нижнюю челюсть перед зеркалом. Повторить 10 раз.

(Это важно для того, чтобы во время разговора рот открывался широко и свободно, чтобы не возникало впечатления проговаривания сквозь зубы).

2. Сложить губы «пятачком», вытянуть вперед и вращать губами — влево, вправо, вниз, по кругу.

3. Медленно произносить поочередно звуки И и У: и-у-иу-и-у. Повторить 10 раз.

4. Чтение шепотом и медленно любых чистоговорок и скороговорок.

  • Да-да-да- из трубы бежит вода.
  • Ша-ша-ша- мама моет малыша.
  • Ют-ют-ют- очень любим мы уют.
  • Аш-аш-аш- у Ирины карандаш.
  • Ща-ща-ща- мы несем домой леща.

5.Произносить без голоса глухие согласные, активно взрывая их:

  • П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ!
  • Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ!
  • К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!

6.Произносить трудные сочетания звуков:

  • ТЛЗ ДЖР ВРЖ МКРТЧ КПТ КФТ
  • КТЩ КЖДА КЖДЭ КЖДУ КШТО

7.Быстро нараспев произносить скороговорку:

  • На пригорке возле горки
    Жили тридцать три Егорки.
    Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … и т.д.

При этом количество Егорок нужно перечислять на одном выдохе. Побеждает тот, кто правильно произнесет все слова и назовет большее число Егорок.

8. Упражнения с пробкой от шампанского:

  • Сжимаем и разжимаем кулачки, произносим в пробку ти-ди (пробка зажата зубами, губы над пробкой).
  • «Пальчики здороваются»: си-зи в пробку.
  • Выбрасываем ноги по очереди, в пробку каса-косо.
  • Присаживаемся, в пробку бяки-буки.
  • Прыгаем с ноги на ногу, в пробку: чуки-чаки.
  • Мягкие прыжки в сторону: туки-таки.
  • Хлопаем в ладоши: эники-бэники ели вареники.
  • Прыгаем вверх: лап-тап-падида-дудап.
  • Хлопаем в ладоши: от топота копыт пыль по полю летит.
  • «Фонарики» — вращаем кистями, в пробку: ли-лэ.

Успехов в работе над дикцией!

Роговая Наталья Анатольевна,
логопед МАОУ «СОШ № 3»


Добавить комментарий

Перед комментированием рекомендуем ознакомиться с правилами сайта.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Правила сайта

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с приведенными ниже правилами.

1. Данный сайт рассчитан на посетителей любой возрастной категории. Поэтому категорически запрещена публикация оскорбительной, вульгарной и непристойной информации, использование нецензурной лексики.
2. Запрещено размещение рекламной информации и прочих спам-сообщений.
3. Запрещена публикация комментариев, не относящихся к обсуждаемой статье (флуд).
4. Запрещено размещение любой информации, противоречащей законодательным нормам Российской Федерации.
5. Участники общения могут подписывать свои сообщения, как настоящими именами, так и псевдонимами. Однако категорически запрещено использовать настоящие имена посторонних людей, в том числе сотрудников или учащихся МАОУ «СОШ № 3».
6. Рекомендуется соблюдать правила и нормы русского языка, а также нормы этикета общения в Сети.
7. Комментарии, не отвечающие требованиям, представленным выше, могут быть удалены с сайта.

×

Перечень категорий граждан, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу

  1. Дети сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.
  2. Дети сотрудника органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
  3. Дети сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  4. Дети сотрудника таможенных органов Российской Федерации.
  5. Дети сотрудника полиции.
  6. Дети сотрудника полиции, погибшего «О полиции» (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
  7. Дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции.
  8. Дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
  9. Дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
  10. Дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации.
  11. Дети военнослужащего по месту жительства их семей.
  12. Дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, чьи братья и (или) сестры обучаются в данном образовательном учреждении.
×

Территория, закрепленная за МАОУ «СОШ № 3»

Улица Номер дома
Проспект Успенский 58, 58а, 60, 123, 125, 125г, 127а
Уральских рабочих 44а, б, г, д, е, ж, 46а, 46д, 48/1, 48а, 50а
Машиностроителей Все дома
Огнеупорщиков Все дома
Липовая Все дома
Сварщиков Все дома
Ольховая Все дома
Мальцева (Гороховая) Все дома
СНТ «Русь»  
СНТ «Радость»  
СНТ «Фантазия»  
СНТ «Солнечный»  
СНТ «Белоснежка»  
СНТ № 64-АО «Уралэлектромедь»  
СНТ «Елочка»  
СНТ «Надежда» № 73  
СНТ «Урожай»  
×