Конкурсное движение — инновационный фактор развития в образовании. Участие детей в конкурсах является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала, способствует формированию активности ученика в учебе. Все больше учащихся сегодня принимают участие в конкурсах разного уровня, начиная со школьного, заканчивая конкурсами всероссийского уровня.
Уже в начальной школе можно начинать работу по развитию творческих способностей детей через конкурсное движение. Дети с рождения наделены определенными задатками, но не все они развиваются и, как следствие, постепенно угасают, оставаясь невостребованными. Поэтому учителя должны создавать творческую образовательную среду, которая способствует раскрытию и развитию природных возможностей каждого ребенка, продолжая начатую работу в среднем и старшем звене. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности.
Учащиеся нашей школы принимают участие в большом количестве конкурсов на муниципальном уровне. Только в 2018 году на школьном и муниципальном уровнях учащиеся 1 «Б» и 3 «А» класса приняли участие в следующих конкурсах:
Название конкурса | Уровень конкурса |
Участие 1 «Б» класса | Участие 3 «А» класса |
Конкурс в рамках предметной недели по филологии в 1 классах «Моя любимая буква» | школьный | 30 работ | — |
Конкурс в рамках предметной недели по филологии в 3 классах «Сделай кроссворд» | школьный | — | 28 работ |
Экологический конкурс рисунков «Дети говорят» | школьный | 27 работ | 19 работ |
муниципальный | 27 работ | 19 работ | |
Городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Символ года — Свинка» | школьный | 15 работ | 9 работ |
муниципальный | 15 работ | 9 работ | |
Городской конкурс поделок «Новогодняя почтовая открытка» | школьный | 20 работ | 10 работ |
муниципальный | 18 работ | 10 работ | |
Городской творческий конкурс новогодней елочной игрушки «Нарядим военно-историческую елку Музея военной техники вместе» | школьный | 5 работ | 6 работ |
муниципальный | 5 работ | 6 работ |
Все эти конкурсы и проекты — бесплатные, что немаловажно. Каждый из этих конкурсов — большая работа и учителя, и учащегося, и родителей. Конечно, в начальной школе участие в конкурсах — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в конкурсной деятельности. Поэтому включаем силу воли и играем роль помощника — помогаем найти информацию в книгах, в Интернете, ведем в библиотеку, учим отобрать главное, аккуратно оформить результаты поиска.
Главное слово для родителей — помочь, а не сделать вместо, даже если это стоит бóльших усилий, ведь в будущем это принесет результаты. Проявление активности к участию в разного рода конкурсах — это отправная точка для самоопределения в выборе профессии и формировании целеустремленности. Чем раньше ребенок будет участвовать в различных конкурсах, тем быстрее состоится его самоопределение.
Клещева Антонина Яковлевна,
классный руководитель 1 «Б» и 3 «А» классов