Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за назначенные командам задания, выполняя дежурство в классе, дети участвуют в планировании своей деятельности и контролируют друг друга. Эту деятельность обучающихся можно назвать организаторской.
Детское (ученическое) самоуправление – это возможность для учащихся организовывать свою внеклассную деятельность самостоятельно, а не по указанию учителя.
Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только проговорить правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Во 2А классе мы начали с малого. Определили для себя, что класс – это школьная семья. И началось соревнование. Весь класс я разделила на три микрогруппы. Формируя группы учащихся, я руководствовалась определенными принципами:
- Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
- Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
В начале третьей четверти запустили игру «Наше поведение».
Правила игры:
— каждый учащийся из микрогруппы становится на одну неделю старшим;
— старший следит за поведением одноклассников и отмечает в информационном листе красным цветом хорошее поведение, а синим цветом плохое поведение;
— в конце недели в «домике» каждого ученика, который находится в классном уголке, появляется красная или синяя звёздочка (в зависимости от поведения).
Еще у нас запущены и действуют игры «Я участвую в конкурсах», «Я участвую в проектах», «Я читатель».
Правила игры:
— у участника конкурса появляется в его «домике» флажок оранжевого цвета;
— у участника проекта появляется в его «домике» флажок зелёного цвета;
— у занявшего место делается пометка на флажке (1,2,3 место, номинация);
— читатели занимают определённое место на пирамиде (учитывается количество прочитанных слов за минуту).
Вот так выглядят итоги наших игр в классном уголке.
Клещёва А.Я.,
классный руководитель 2 «А» класса