По мнению А.С. Макаренко, дисциплина – это не метод и не средство воспитания. Дисциплина – это результат воспитания. И с этой точки зрения дежурство — важный инструмент, позволяющий привлечь детей к общему делу. Конечно, дежурство – полезная форма общей работы, которая способствует развитию ответственности, самоорганизации школьников, приучает детей к труду и порядку. Как и в любой сфере жизни, здесь важно соблюдать чувство меры. При правильной организации дежурство в классе может стать незаменимым инструментом самоуправления учащихся.
Прежде всего, следует помнить, что любой труд ребенка в классе сверх учебной нагрузки – это дело добровольное. Поэтому все вопросы участия детей в уборке необходимо согласовывать на первом родительском собрании. Если понятие дежурства и обязанности, связанные с ним, прописаны в школьных уставных документах, то об этом необходимо сообщить. Если же нет, то будет нелишним собрать с родителей письменное согласие на помощь ребенка в классе. Обычно родители и учитель приходят в конечном итоге к согласию и определяют, что будут и что не будут делать дети в школе. При этом необходимо акцентировать внимание родителей на том, что все эти обязанности – добровольная помощь учителю. Кроме этого, занимаясь общественно-полезной работой, дети учатся уважать свой и чужой труд, правильно организовывать время, ответственно относиться к порученным заданиям. А внешняя упорядоченность, по мнению многих психологов, ведет к порядку во внутреннем мире.
Что же входит в понятие «дежурство в классе»? В широком смысле – это поддержание порядка в классе во время и после уроков. Школьник должен помочь учителю подготовить класс к следующему уроку, то есть приготовить доску, наглядные пособия, раздать тетради и так далее. Кроме того, дежурный должен следить за чистотой в классе: подобрать мусор, полить цветы, выровнять парты, задвинуть стулья, при необходимости подмести пол, убрать в столовой после обеда посуду, оставленную одноклассниками.
Самым лучшим дежурным в 4Б классе является Пелевин Фёдор. Он готов прийти на помощь каждому однокласснику, который не может по уважительной причине продежурить. Федя может просто предложить свою помощь. И ему не составляет большого труда дежурить одному. И если дежурит Фёдор, учитель может быть спокоен. Парты и стулья стоят ровно, пол подметён, цветы политы, классная доска в порядке, мусор вынесен. И обязательно попросит: «Можно я парты протру?»
Вы спросите – где взяла такого помощника? Отвечу – в многодетной семье. В семье, где растёт и воспитывается трое мальчишек, не на кого надеяться. Приходится мальчишкам родителям помогать. И мне хочется сказать большое спасибо родителям Фёдора – Сергею Александровичу и Светлане Геннадьевне за то, что воспитывают сыновей правильно, делая из мальчишек настоящих мужчин.
Клещёва Антонина Яковлевна,
классный руководитель 4«Б» класса